Захожу с козырей: в этой подборке вас жду KotOR, «Академия джедаев» и первая MMORPG по вселенной «Звездных войн» — Star Wars Galaxies. Кстати, у каждой из них в этом году 20-летний юбилей!
Еще я расскажу о двух flash-проектах, о которых вы никогда не слышали — раз уж я собрался пройти как можно больше SW-игр, то пропустить их было нельзя.
Проекты в подборке:
- Force Flight (2003)
- Garbage Masher (2003)
- Star Wars Galaxies (2003)
- Star Wars: Knights of the Old Republic (2003)
- Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy (2003)
71. Force Flight (2003) — Четыре эпизода за 2,5 минуты
Платформа: flash
Издатель: StarWars.com
Это уже вторая флэш-игра в моем марафоне, и прошел я ее так же быстро, как и первую. Благо в этот раз долго возиться с эмулятором Flashpoint не пришлось. Разве что клавиатура сперва не работала, но это починилось вводом такой штуки в командную строку (вдруг кому пригодится):
Mkdir “%WINDIR%\SysWow64\Macromed\Flash” 2>NUL & echo ProtectedMode = 0 >> “%WINDIR%\SysWow64\Macromed\Flash\mms.cfg”
Перед нами простенькая аркада, которая позволяет прокатиться на четырех транспортных средствах из «Скрытой угрозы» и классической трилогии. На гунганском бонго мы проплывем через ядро Набу, пролетим на крестокрыле по траншее «Звезды Смерти», будем спасаться от астероидов на «Тысячелетнем соколе» и, наконец, погоняем на спидере по Эндору.
Но не раскатывайте губки раньше времени. Любой уровень проходится буквально за 10-15 секунд, хотя из-за неудобного управления мне и потребовалось по несколько попыток на каждый. Геймплей при этом максимально примитивен. Всё, что нам нужно делать, уворачиваться от препятствий и иногда их расстреливать. Целиком игру можно пройти за 2-3 минуты, и никакой ценности, кроме как исторической, она не несет.
72. Garbage Masher (2003) — Грязная викторина
Платформа: flash
Издатель: StarWars.com
Сразу за Force Flight я засел еще за одну флэш-игру по Star Wars. Думал, что так же одолею ее за пять минут, но в итоге просидел чуть дольше — около получаса.
Мы оказываемся в уплотнителе мусора первой «Звезды Смерти» в компании Люка, Хана, Леи и Чубакки. Наша задача: помочь героям выбраться. Вопрос: «Как это сделать?» Конечно же, отвечая на непонятно кем задаваемые вопросы!
Итак, Garbage Masher — это викторина по пяти вышедшим на тот момент эпизодам «Звездных войн». Все задачки здесь из разряда «четвертый лишний». Тебе показывают разные картинки, а ты должен угадать, какая из них не относится ко всем остальным. Скажем, есть разноцветные световые мечи, и «неправильным» будет красный — потому что принадлежит ситху. Или еще пример: Оби-Ван, Энакин, Люк и Мейс Винду. Кто из них лишний? Разумеется, персонаж Сэмюэля Л. Джексона, потому как что этот ниггер себе позволяет?! (Официальная версия: потому что он мастер, а другие лишь падаваны.)
Всего в игре 4 уровня, но отличаются они лишь тем, сколько неправильных ответов ты можешь дать. Так, на первом надо верно ответить на 4 вопроса из 10, а на последнем — уже на все 10 из 10, господи! Впрочем, это не так сложно — задачек в целом немного, так что в какой-то момент ты просто запоминаешь правильные ответы, а далее тычешь на автомате.
73. Star Wars Galaxies (2003) — Первая MMORPG по «Звездным войнам»
Платформа: Windows
Разработчик: Sony Online Entertainment
Я люблю RPG, но не люблю MMO. Пробовал играть пару раз, но бросал уже спустя пару часов. Ну ни мое это. Не нравятся мне все эти социальные составляющие в играх, как и любые «песочницы» без четкого представления о конечной цели. Поэтому неудивительно, что за Galaxies (в версии эмулятора SWGEmu) я садился с большим скепсисом. В итоге продержался я в ней аж пять часов, два из которых ушло на чтение и изучение огромного количества внутриигровых менюшек. Так что учтите, что многое из написанного ниже — это с чужих слов. Сам я наиграл довольно мало и знаком, дай бог, с 1% имеющегося в игре контента. Но личным опытом, конечно, я тоже поделюсь.
Star Wars Galaxies — это многопользовательская «песочница», которая позволяет буквально жить в мире «Звездных войн» и быть тут чуть ли не тем, кем ты захочешь. Без взаимодействия с другими игроками при этом просто никак — они тебя и лечат, и баффают, и предметы вроде оружия и брони создают, и даже здания строят. Каждому игроку здесь будет занятие. Масштабы реально поражают, и лично я от них знатно растерялся.
Как и положено, начинается всё с создания персонажа. На выбор дается десять рас, от классических людей до экзотики вроде иторианцев и салластанцев. Я лично выбрал родианца — это что-то такое гуманоидно-зеленое с выпуклыми глазами. Впрочем, цвет кожи и еще целую кучу параметров можно спокойно поменять. Как и в любой уважающей себя RPG, за настройкой внешности аватара легко просидеть около часа.
Далее выбираем профессию. У меня было доступно шесть штук, от банального стрелка до вполне себе необычных конструктора и артиста. При этом каждый из классов можно развить по нескольким веткам. Например, ремесленники, изучающие инженерное дело, могут стать оружейниками, архитекторами или инженерами по дроидам. Если качать «бытовуху», можно стать портным или поваром. Возьметесь за бизнес, разовьете ремесленника в торговца с собственным магазином. Наконец, если пойти по древу навыков геодезии, можно стать фермером или шахтером. Когда я добрался до выбора профессии, у меня взорвался мозг от огромного разнообразия и отсутствия малейшего представления, с чего лучше начинать новичку.
Отдельно стоит рассказать про секретную профессию джедая. События игры разворачиваются в период между IV и VI эпизодом «Звездных войн». К этому времени джедаев в галактике особо-то и не осталось, так что и среди стартовых классов Galaxies их не было. Однако игроки быстро начали что-то подозревать, и по сообществу расползлись слухи, мол, класс-то такой в игре есть, вот только надо знать, как его открыть. Со временем эти слухи стали подогреваться и самими разработчиками. Они начали подкидывать пользователям намеки и подсказки о том, как же разблокировать эту секретную специализацию. Выяснилось, что для этого надо прокачать на максимум 6 профессий, причем пять из них любых, а шестую какую-то особенную. Но какую, никто не знал.
Первый джедай появился в Galaxies в ноябре 2003-го и вызвал настоящий фурор. Что примечательно, открыла его девушка, просиживающая за игрой от 4 до 12 часов в день. С ее слов, слот Силы для своего персонажа Akinom T’Sarn она разблокировала случайно.
Когда стали известны точные условия для разблокировки класса, многие игроки ломанулись его открывать и развивать. Путь познания Силы при этом был ой как нелегок. Загибайте пальчики: нереально сложный крафт светового меча, в три раза замедленная прокачка, перманентная гибель персонажа после трех смертей и вдобавок желание огромной кучи людей убить тебя по приколу. Первым джедаям даже приходилось перемещаться в сопровождении охраны.
Ну а теперь о том, как началось и закончилось мое недолгое приключение. Стартовой локацией я выбрал Коронет-сити, столицу планеты Кореллия. Оказавшись на городской площади, я понял, что меня, нубяру из нубяр, бросили одного посреди большого и неизвестного мира. Никакого тебе обучения, только лишь огромное количество всевозможных окошек интерфейса. На их изучение я потратил около двух часов.
После я решил повыполнять, наконец, квесты. Зелененький дроид R2 предложил мне получше познакомиться с выбранной мной профессией стрелка. Я обрадовался, подумав, что вот оно, обучение. Прошел первое задание: убить любого моба. Беру второе — использовать определенную способность на враге. Пробую. Нифига — постоянно выдается ошибка «was invalid». Полчаса — безрезультатно…
Ладно, пошел изучать город. Нашел тренеров, которые обучили меня пяти другим базовым профессиям. Нашел торговый автомат и с удивлением обнаружил, что у меня откуда-то взялось 80 тысяч кредитов. Купил наплечник на левую руку за 20 тысяч и броню на правое предплечье — тоже за 20. Бегу и вижу еще один терминал с надписью «Миссии артиста». Думаю: «Ну круто, попробую эту уникальную профессию, а то стрелок, наверное, слишком банально». Беру первый квест: «Фермеры нервные, потанцуй для них 10 минут, успокой». Эм, ладно… Прибежал, простоял 10 минут в танце AFK. Беру следующий квест: «На детей нападает монстр, у них депресняк, потанцуй для них 10 минут», — и нужное место в 8 км от меня… Ладно, поехал туда, потанцевал. Беру третий квест: «Шо-то там случилось, потанцуй 10 минут»… После этого я удалил игру.
У оригинальной Star Wars Galaxies крайне высокий порог входа, особенно для тех, кто никогда в жизни не играл в MMORPG. Именно это, а также отсутствие какого-либо сюжета, и оттолкнуло меня от игры. Честно, я бы предпочел что-то попроще. И интересно тут то, что сгубило проект как раз оказуаливание. Разработчики решили сделать из SWG «убийцу WoW», но убили лишь собственное детище.
Если вкратце, то в 2005 году Sony Online Entertainment выпустила ряд патчей, которые перелопатили проект чуть ли не до неузнаваемости. Особенно много негатива среди сообщества вызвали так называемые New Game Enhancements («новые улучшения игры»). С более чем тридцати количество профессий сократилось до 9. Джедаи, которые раньше считались элитным классом, стали доступны всем на старте. Представляете, как бомбануло у игроков, что десятками, если не сотнями часов корпели над игрой для достижения и прокачки этой профессии? А теперь все их труды просто обесценили. Игра в целом стала казуальнее, а боевка теперь больше напоминала World of Warcraft.
Сообщество взорвалось и стало требовать откатить неудачные апдейты, но недовольство игроков в Sony проигнорировали. Хотя нет, не проигнорировали — разработчики активно раздавали баны, пытаясь «подавить бунт на корабле». Такая политика на пользу никому не пошла, и за год после злосчастного обновления количество подписчиков SWG сократилось в 2,5 раза — с 250 тысяч до 100 тысяч. Тем не менее игра прожила еще 6 лет и закрылась лишь 15 декабря 2011 года. По официальной версии: из-за выхода «Старой Республики», той самой MMO по «Звездным войнам» от BioWare.
Для своего времени Star Wars Galaxies была во многом уникальной игрой. Это не просто онлайновая RPG, а сложноустроенная «песочница», которая позволяла жить в далекой-далекой галактике и играть в ней ту роль, которую ты сам захочешь. Здесь было три десятка профессий, огромный упор на социальную составляющую и экономика, которую выстраивали сами игроки. Увы, желание Sony сделать из игры «убийцу WoW» привело проект к упадку и последующей гибели. Правда, только лишь официальной версии. Спасибо фанатам, SWG всё еще живет на пиратских серверах — в том числе в «правильном» виде до неудачных апдейтов.
Но одна из главных причин, по которой я так быстро бросил SWG: зачем мне тратить время на какую-то бессюжетную MMORPG, если следующей в моем списке идет…
74. Star Wars: Knights of the Old Republic (2003) — Лучшая Star Wars
Платформы: Xbox, Windows, macOS, iOS, Android, Xbox One
Разработчик: BioWare
Легенда. Шедевр. Культовая классика. Лучшая игра 2003 года. Лучшая игра по «Звездным войнам». Самая высокооцененная Star Wars на Metacritic с 94 баллами из 100. Всё это на протяжении многих лет я слышал про KotOR — от друзей, знакомых, профильных журналистов да и просто комментаторов в интернете. При этом сам я в «Рыцарей Старой Республики» никогда не играл. Более того, я вообще не притрагивался к проектам BioWare. Сперва из-за их ориентированности на ПК и Xbox (а я сонибой). После я посмотрел обзор некоего А. Логвинова «Dragon Age 2 — это геи и драконы», который отбил всякое желание знакомиться со студией. Ну а еще позже свою роль сыграло скатившееся качество их проектов. В общем, имея определенные негативные установки по отношению к современной BioWare, а также завышенные ожидания от KotOR, я рисковал разочароваться в легендарной RPG. Произошло это или нет, я и расскажу ниже.
Если говорить чисто про игры, то «Рыцари Старой Республики» первыми отошли от кинолент Джорджа Лукаса на такое расстояние, что оказались вообще никак с ними не связаны. События здесь разворачиваются примерно за 4000 лет до культовой киносаги и рассказывают о войне между Республикой и Империей ситхов. Началась она с другого конфликта — Мандалорских войн. Тогда на защиту мирных планет встали джедаи под предводительством могущественных воинов света — Ревана и Малака. Победив мандалорцев, герои исчезли на какое-то время, а после вернулись в статусе ситхов и с целой космической армадой. Кое-как джедаям удалось победить темного лорда Ревана, но его место занял Малак, и война продолжилась…
Сама игра начинается на крейсере Республики «Шпиль Эндара», который ситхи взяли на абордаж. Главный герой или героиня просыпается и, вот это поворот, ничего не помнит. Но расспрашивать окружающих о себе времени нет — надо срочно отыскать командира-джедайку Бастилу Шан и спасаться бегством на ближайшую планету Тарис. Не вдаваясь особо в сюжетные детали, отмечу, что после Тариса мы попадаем на Дантуин, в тайную академию джедаев. Там мы проходим экспресс-курс падавана и получаем от Совета нехилое такое задание — разыскать некие Звездные карты, найти по ним что-то под названием Звездная кузня и остановить тиранию Малака. На этом вступительная часть игры заканчивается, и нам наконец дают свободно попутешествовать по различным планетам и самим решать, что и в какой последовательности делать.
Еще на Тарисе становится понятно, что игра обладает приличной вариативностью. Почти каждый квест можно пройти несколькими способами. Например, силой, словами при высокой харизме, либо хакнув компьютер и выудив информацию из него. Вообще возможностей уйма, в том числе и для отыгрыша персонажа. Мы можем вести себя как истинный джедай, настолько правильный, что со стороны аж тошно (да, таким и был мой ГГ), а можно действовать агрессивно, на всех нарываться и оскорблять. В зависимости от линии поведения в диалогах и от действий мы будем получать очки светлой или темной стороны. Полагаю, это должно влиять на концовку и отношения с напарниками, но как именно, я не проверял — в играх с моральными выборами мне сложно быть плохишом.
Кстати, о напарниках. Всего их девять, и, как и полагается хорошей ролевой игре, почти каждый отлично прописан, имеет собственные скелеты в шкафу и линейки персональных квестов. Сопровождать нас может уже упомянутая выше джедайка Бастила, к которой у героя способен проявиться любовный интерес. Видимо, франшиза накладывала определенные ограничения, так что никакого секаса не будет — максимум поцелуй. Еще в нашей команде будут подозрительный ветеран Республики, молодая тви’лечка и ее друг вуки, мандалорский наемник, старый ворчливый недоджедай и другие. Пожалуй, самым ярким персонажем в этой шайке (да и во всей игре) является дроид-убийца HK-47. Почти каждая его реплика связана либо с презрением к органической жизни, либо с желанием кого-то убить. А еще он может травить байки о бывших владельцах, каждый из которых так или иначе погибал не без участия нашего компаньона.
Как и в других партийных RPG, напарники путешествуют вместе с героем и всячески ему помогают — взламывают компьютеры и двери, а также прикрывают спину во время стычек. Одновременно можно взять с собой лишь двух союзников, остальные же будут дожидаться нас на «Черном ястребе», честно украденном нами космическом судне. Сама боевка выполнена в реальном времени, но с активной паузой. Это значит, что ты в любой момент можешь приостановить игру и раздать подопечным указания: этот бросает гранату в толпу врагов, этот лечит союзников, этот парализует недруга и так далее. Правда, большую часть времени я пользовался стандартной атакой, а различные умения врубал лишь в схватках с боссами. Напарникам же можно задать одну из трех базовых линий поведения (атака, гренадер или поддержка), а там уже они сами будут решать, как вести себя в бою.
Основной игровой процесс, насыщенный в большей степени диалогами и в меньшей схватками, разбавляется мини-играми. Всего их три: стрельба из корабельной башни по истребителям противника, гонки по типу дрэга (по прямой и с переключением передач) и пазаак. Да, любая уважающая себя RPG просто обязана содержать карточную игру, и пазаак — именно она и есть. Это что-то вроде «Очка», только вместо 21-го нужно набрать 20 баллов. Еще одной отличительной особенностью пазаака является то, что карты мы выкладываем не только из общей колоды, но и с руки. При этом «ручные» карты могут быть как с положительными числами, так и с отрицательными, то есть иногда в случае перебора можно спасти ситуацию и даже выиграть. Увы, баланс хромает, так как у противника преимущество по умолчанию. Дело в том, что карты выкладываются на стол не одновременно, а по очереди, и ты всегда ходишь первым. Таким образом, тебе проще сделать перебор и проиграть.
Ну а теперь главное — как все это ощущается в целом. А ощущается просто офигенно. Должен признать, что это действительно самая проработанная игра по «Звездным войнам» из всех, что я проходил. А еще спасибо разработчикам, что выбрали не заезженные периоды, известные по кинофильмам, а проработали совершенно новую для многих эпоху, которая кажется одновременно знакомой и нет. Ты максимально погружаешься в мир игры, тебе хочется его исследовать, хочется узнавать подробности лора, посещать новые места и планеты. Многие игры во время марафона я проходил через силу, мол, лишь бы закрыть и двинуться дальше, но с KotOR такого не было. От «Рыцарей» порой было сложно оторваться, хотелось побыть тут еще чуть-чуть перед сном.
Квесты разнообразные и вариативные, ты ощущаешь, что действительно влияешь на мир игры. Мне лично больше всего запомнились детективные расследования — одно на Дантуине, другое на Манаане. Ты опрашиваешь свидетелей, изучаешь места преступлений, сопоставляешь факты, определяешь, кто тебе врет, а кто говорит правду. Живости происходящему добавляют и напарники, которые время от времени могут вставить словечко в диалог с NPC. А еще они могут завязывать разговоры друг с другом. Вот бежишь ты по делам, а твои сопартийцы останавливаются и давай тереть за жизнь, а потом начинают ругаться, а ты либо игнорь, либо усмиряй, либо разжигай их конфликт. Иногда квесты выдаются чуть ли не на пустом месте. Брел я как-то по Татуину, а тут меня неожиданно тормозят, записочку передают, мол, тебя ждут на Манаане, только приходи один. Понятно, что такие ситуации подчинены скриптам, но каждый раз они происходят неожиданно и делают окружающий мир живее.
Ну и сюжет. Из всех игр по Star Wars, что я проходил, тут лучшая и наиболее проработанная история — даже с неожиданным поворотом, что для игр франшизы большая редкость. Увы, главный твист я случайно узнал еще в начале прохождения: читал описание стартового оружия на фанатской вики и наткнулся на спойлер. 20 лет берег себя от него, а тут такое… Но даже так история оставила исключительно положительные впечатления. Не в последнюю очередь благодаря нелинейности и ощущению, что события пишешь ты сам.
Knights of the Old Republic заслуженно считается культовой классикой партийных RPG. Почти всё здесь сделано по уму, и сложно найти то, к чему можно было бы придраться. Она дарит чувство первооткрывателя в, казалось бы, до боли известной вселенной. Она дает тебе почувствовать, каково это — сопротивляться темной стороне, ведь зачастую плохие делишки сулят весьма неплохие кредиты, а добрые поступки остаются без награды. Она погружает тебя в серьезную историю, при этом сценаристы умеют уместно и в меру шутить. Она дает тебе напарников, которые к концу приключения становятся виртуальной семьей. И самое главное — она способна вызывать потрясающие эмоции и впечатления даже сейчас, спустя 20 лет после релиза.
75. Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy (2003) — Первому студенту приготовиться
Платформы: Windows, OS X, Xbox, PlayStation 4, Nintendo Switch
Разработчики: Raven Software, Activision
Ох, странное получается дело. Читаю я собственный отзыв на Jedi Outcast, предшественницу Jedi Academy, и понимаю, что чисто по фактам «Академия» на голову превосходит «Джедая-изгнанника». Но вот парадокс — по ощущениям всё совершенно иначе! Что ж, давайте постараюсь разобраться почему…
Итак, события этой части Jedi Knight разворачиваются спустя два года после «Ауткаста». На сей раз нам достается роль не матерого Кайла Катарна, уже ставшего символом серии, а студента-новобранца Джейдена Корра. И первое же отличие от предыдущих Jedi Knight — кастомизация персонажа. При запуске новой кампании нас встречает редактор, в котором мы можем выбрать расу, пол и одежду для протагониста. Отмечу, что по канону «Легенд» Джейден — это брутальный белый мужчина. Но так уж случайно получилось, что играл я за максимально раздетую тви’лечку 😉
Помимо персонажа, игрок также волен кастомизировать световой меч. Оружию можно подобрать рукоятку и цвет «лазера» по вкусу, а позднее по ходу кампании и вовсе разрешат взять по клинку в каждую руку либо же выбрать «посох» как у Дарта Мола.
По сюжету мы прилетаем на Явин-IV, чтобы учиться в Академии джедаев. Заправляет ей не абы кто, а сам Люк Скайуокер, а в качестве наставника к нам приставляют Кайла Катарна — главного героя предыдущих Jedi Knight. Но вот незадача, на горизонте объявляется очередной культ под предводительством очередного темного джедая, а нам в очередной раз придется спасать галактику от этой напасти. Если честно, сюжет не блещет оригинальностью, а уж после KotOR следить за ним и вовсе неинтересно. Все повороты настолько предсказуемы и очевидны, что не вызывают никаких эмоций, а миссия по защите вселенной кажется банальной рутиной, аналогичную той, что была в предыдущих частях.
Главная же проблема повествования кроется в структуре миссий. Как было в Outcast? Да, сюжет там тоже не блистал, но при этом история подавалась целостно и последовательно. Кайл путешествовал с планеты на планету, цель за целью приближаясь к разрешению глобального конфликта.
В Jedi Academy разработчики решили пойти по иному пути. Знаете такие сериалы, где большая часть эпизодов никак особо друг с другом не связана, но есть в сезоне несколько серий, которые двигают глобальную историю вперед? Вот примерно такой структурой и обладает «Академия джедаев». Вначале у нас идет сюжетное вступление, а потом дается пять заданий, которые мы вольны выполнять в произвольном порядке. Каждое из них в духе «нас просят о помощи, лети и помоги, ты ж джедай». Закрываем тир-1, опять идет «сюжетная серия», а дальше снова пять планет с миссиями «нам сообщили то-то, слетай-ка проверь, ты ж джедай». Добиваем тир-2, кусок сюжета, да здравствует тир-3! Из-за подобной структуры основная история значительную часть времени остается где-то за кадром, подается скомкано и невнятно, а ты чувствуешь себя шестеркой на побегушках.
Но стоит отметить, что сами миссии при этом довольно разнообразные и уникальные. Видно, что разработчики решили покреативить, и у них это вышло крайне недурно! Например, есть задание в пустыне, где нельзя долго стоять на земле, иначе тебя сожрет песчаный червь. На другой планете надо спасать заключенных, пока на тебя охотится ранкор. То тебе самому надо сбежать из тюрьмы. То тебе дают покататься на спидере. То ты прыгаешь с вагона на вагон, находясь на поезде, который несется на огромной высоте где-то среди небоскребов. Такое разнообразие ситуаций реально круто, но все же жаль, что логически все эти уровни никак друг с другом не связаны. Делаю скидку на возраст и на то, что 20 лет назад в экшенах больше внимания уделяли геймплею, а не сюжетам.
Ну и раз уж речь зашла о геймплее, то в целом он ощущается примерно так же, как и в Jedi Outcast. Правда, в «Академии» разработчики учли критику прошлой Jedi Knight и поправили некоторые моменты. Например, световой меч здесь дают в самом начале игры, и при этом он не является лютой имбой. Больше нельзя стоять на месте и убивать врагов, бесконечно отражая их выстрелы — и это, несомненно, хорошо. Но так как меч у тебя есть практически всегда, то огнестрелом ты почти не пользуешься — джедайские способности и оружие в любом случае эффективнее.
Также переработали прокачку (хотя она все равно не такая интересная, как в Dark Forces II 1997 года). В отличие от Jedi Outcast, где всё развитие было линейным, в «Академии» мы сами решаем, какие умения улучшать. При этом можно вкладываться как в способности светлой стороны (защита, лечение), так и темной (молнии из пальцев, удушение и так далее). Кроме этого, по ходу игры ГГ может обучиться трем стойкам, от которых зависят скорость ударов мечом, урон и приемы. Тут по классике — быстрые слабые атаки, медленные сильные или сбалансированные.
Добавили нелинейность. Правда, выбор за игру можно сделать всего один, и тот за миссию до финала. На концовку влияет, и на том спасибо.
И последнее значимое и реально классное улучшение — это дизайн уровней. Да, теперь они ощущаются более линейными, да, можно сказать, что планировку оказуалили. Зато в «Академии» моменты затупов случаются куда реже. Нет такого, что ты полчаса бегаешь и не знаешь, что делать дальше. Потупить 5-10 минут, да, было дело, но при этом ни разу не пришлось лезть на YouTube и смотреть подсказку. Всё более-менее логично и не вызывает раздражения.
А вот что почти не изменилось, так это фирменные бои на световых мечах. Как я писал в обзоре на Jedi Outcast, многие до сих пор считают их чуть ли не лучшими за всю историю игр по «Звездным войнам», хотя лично я с такой формулировкой не согласен. Как по мне, это лютый рандом без какой-либо тактики — вы с врагом можете убить друг друга чуть ли не с одного удара либо бегать несколько минут друг подле друга, пытаясь пробить защиту (кому больше повезет). Возможно, дело в том, что играл я на PlayStation 4, и сражения на стиках реализованы как-то иначе, чем на мышке. Да и вообще версия для PS4, если верить отзывам, явно хуже компьютерной — у первой на «Метакритике» 68 баллов из 100, в то время как у второй — 81.
А вот что стало однозначно хуже, так это ИИ. Враги и в «Ауткасте» были довольно тупыми, а тут порой прям дауны даунами. Вот лишь пара примеров. В первой половине игры часто встречаются рядовые темные джедаи, скажем так, без спецспособностей. Так вот, если встать в метрах пяти от них, они будут тупо пялиться на тебя, пока ты жаришь их молнией. Или финальный босс — можно бегать вокруг колонн и подлечиваться, в то время как главгад тебя в упор не видит и лишь кричит: «Где ты? Выходи и дерись!» Я прошел игру на максимальном уровне сложности и благодаря тупости врагов почти не испытывал затруднений.
Если говорить в целом, то впечатления от «Академии» оказались все-таки хуже, чем от Jedi Outcast. И лично для меня это странно. Я еще раз сравнил собственные же обзоры на обе игры — на бумаге Jedi Academy выглядит куда выигрышнее, а на деле ощущается слабее. Думаю, тому есть несколько причин. Первая — это новизна. Несмотря на множественные улучшения, геймплейно «Академия» уже не воспринимается чем-то новым, и если в Outcast физика меча порой могла удивить, то здесь такого вау-эффекта нет. Второе — это история, которая сильно проседает из-за миссий-филлеров. Да, многие задания сделаны для своего времени круто и в какой-то степени оригинально, но что-то вот не то… Кроме того, впечатления сильно портят технические недостатки или просто раздражающие моменты — от ужасной физики байка в одной из миссий до бессмертного Бобы Фетта в другой. Я пытался убить его 20 минут и только потом понял, что это бесполезно (и то только потому, что он застрял в потолке).
В общем, если у вас нет к «Академии» ностальгических чувств, то садиться за нее в 2023 году довольно бессмысленно.
Конец пятнадцатой части. Продолжение следует…
Автор: Сергей Макеев