16 мая 2002 года вышел второй эпизод «Звездных войн» — «Атака клонов» — и именно ему в той или иной степени будут посвящены все проекты этой подборки. Вас ждет рассказ о двух откровенно слабых GBA-эксклюзивах, бодром автомобильно-самолетном экшене периода Войны клонов и шутере про Джанго Фетта.
Кстати, благодаря этому мандалорцу в статью также прорвалась и сторонняя игра — четвертая часть скейтерской аркады имени Тони Хоука.
Проекты в подборке:
- Star Wars: Episode II – Attack of the Clones (2002)
- Tony Hawk’s Pro Skater 4 (2002)
- Star Wars: The Clone Wars (2002)
- Star Wars: Bounty Hunter (2002)
- Star Wars: The New Droid Army (2002)
66. Star Wars: Episode II – Attack of the Clones (2002) — Первая игра по второму эпизоду
Платформа: Game Boy Advance
Разработчик: David A. Palmer Productions
Одновременно с первым эпизодом киносаги LucasArts выпустила сразу два полноценных проекта для «больших» платформ — Episode I: Racer и The Phantom Menace. «Атаке клонов» в этом плане повезло сильно меньше, ведь ее представителем на рынке видеоигр стал эксклюзив для Game Boy Advance. Да такой эксклюзив, что на «Метакритике» у него сейчас 38 баллов из 100…
В Attack of the Clones плохо всё, и я даже не знаю, с чего начать. Управление — жуть. Джедай двигается медленно и неуклюже. Не прыгает, если одновременно нажать кнопку прыжка и стрелку движения. Не бьет, если вместе с кнопкой атаки не нажать какую-нибудь стрелку. Уровни затянутые и однообразные, а контрольных точек на них нет — умер, начинай с начала. Спасибо эмулятору за быстрые сохранения, хоть они меня выручили. Графику по меркам платформы мне оценить сложно, но рецензенты в нулевых ругали и ее.
Что до сюжета, то кампания полностью повторяет события фильма, и по мере прохождения нам дают поиграть за трех героев — Оби-Вана, Энакина и Винду. Правда, кроме внешности, персонажи ничем не отличаются. Мы побегаем по Корусанту, преследуя наемницу Зам Уэссел, отправимся на Камино, где столкнемся с Джанго Феттом, побываем на Татуине и, конечно, поучаствуем в битве на Джеонозисе.
Геймплейно же игра представляет из себя примитивнейший 2D-слэшер с небольшим набором атак и возможностью отбивать выстрелы световым мечом. Битвы с обычными врагами откровенно скучны, с боссами — тоже. Ни динамики, ни тактики, в общем, ничего, что могло бы увлечь.
Иногда разработчики старались разнообразить геймплей полетами от первого лица. Так, на Корусанте мы лично преследуем наемницу на спидере, потом на джедайском истребителе гонимся за Джанго Феттом до Джеонозиса, ну а в конце преследуем графа Дуку. Но такие эпизоды в целом мало отличаются друг от друга, не шибко интересны, однообразны и тоже скучны.
Кошмарная игра, на которую жалко потраченных 1,5-2 часов. Это даже хуже, чем «типичный проект по кинолицензии» из нулевых.
67. Tony Hawk’s Pro Skater 4 (2002) — Мандалорец-скейтбордист
Платформы: Windows, PlayStation, PlayStation 2, GameCube, Xbox, Game Boy Advance, OS X, Zodiac
Разработчики: Neversoft (GC, Xbox и PS2) , Vicarious Visions (PS1/GBA), Beenox (PC/MAC), Babaroga (мобильные устройства)
Если вы внимательно следили за рубрикой, то появление в ней THPS4 вас вряд ли удивит. Напомню, в 2001-м вышла третья часть «Тони Хоука», где в качестве секретного персонажа засветился Дарт Мол. Через год подоспело продолжение, в которое вновь заглянул злодей из «Звездных войн», только теперь уже из второго эпизода — Джанго Фетт.
Честно, я так привык к формуле первых трех «Тони Хоуков», что от четверки не ждал уже никаких откровений. Но они случились! В целом сохранив классический геймплей, разработчики серьезно поменяли структуру миссий, чем освежили впечатления от скейтерских покатушек. Как было раньше: нам давали две минуты и выпускали на локацию. За это время ты должен был выполнить часть миссий и собрать какое-то количество коллекционок. Что-то не успел? Вот тебе еще две минуты, начинай заново, а потом пробуй еще и еще.
Первый сюрприз, который ждал меня в THPS4 — привычного таймера здесь нет. Ты оказываешься на локации и можешь свободно и в течение любого времени ее исследовать. Это здорово, нет никакого давления, ты волен кататься в удобном тебе темпе. Отдельно отмечу здоровскую новую фишку — в любом месте на карте ты можешь назначить «стартовую точку». Если вдруг свалишься куда-то не туда, то всегда можешь быстро вернуться в исходную позицию. Это удобно.
Задания теперь необходимо брать у NPC, разбросанных по локациям. При этом самих миссий стало значительно больше (190 против 54 в третьей части), они стали разнообразнее, порой безумнее, местами заметно сложнее. Помимо набора очков и сбора букв S-K-A-T-E да C-O-M-B-O, игра предлагает весьма нестандартные челленджи. Например, продержаться 30 секунд за хвост какающего на тебя слона, сбить каски лондонским легавым или нажраться хот-догов с колой, а после прокатиться на всех аттракционах ярмарки.
Не только заданий, но и коллекционок на уровнях стало в разы больше. Если в третьей части на каждой локации от нас требовалось найти видеокассету и по 5 очков навыков (теперь их дают за выполнение миссий), то в четверке предстоит охотиться за стодолларовыми купюрами — по 25 штук на карту. Собранные и заработанные деньги можно тратить на всякие ништяки вроде дополнительных уровней, секретных персонажей, досок, читов и так далее.
Еще один новый вид необязательных активностей — так называемые гэпы. Это различные трюки, уникальные для каждого уровня. Скажем, нужно где-то что-то перепрыгнуть, где-то проскользить, где-то зацепиться и так далее. Есть гэпы элементарные, а есть настолько зубодробительные, что без крутого скилла их фиг сделаешь.
Пожалуй, единственное, что разочаровало — это саундтрек. В третьей части он был настолько крут, что уже через пару часов захотелось добавить его в свою музыкальную коллекцию. Тут же есть пара-тройка песен, которые «типа норм», но не более. Понятно, что вкусы у всех разные — лично мне не зашло.
Четвертая часть Tony Hawk’s Pro Skater стала для серии в определенном смысле знаковой. В ней разработчики насмелились отойти от классической схемы с двухминутным таймером на уровнях и дали игрокам больше свободы. Они заложили фундамент, на основе которого в будущем вырастут полноценные сюжетные кампании… Но это уже совсем другая история, и рассказывать ее я не буду — а всё потому, что больше персонажи «Звездных войн» в THPS не заглядывали.
БОНУС
68. Star Wars: The Clone Wars (2002) — Предшественница Battlefront
Платформы: GameCube, PlayStation 2, Xbox
Разработчик: Pandemic Studios
Несмотря на то, что пресса встретила «Войны клонов» ни горячо ни холодно (на 7 из 10 на метакритике), из всех летно-наземных аркад по «Звездным войнам» эта пока что понравилась мне больше всего. Разработала ее ныне почившая Pandemic Studios, известная по оригинальной дилогии Star Wars: Battlefront, сериям Mercenaries и Destroy All Humans!, а также нуарной The Saboteur, ставшей их финальным проектом.
Сюжет «Войн клонов» стартует с битвы при Джеонозисе, а далее повествует о приключениях Оби-Вана, Энакина и Мейса Винду после событий второго эпизода киносаги. Как и в случае с другими подобными проектами, если за историей не следить, много не потеряете, ведь, во-первых, она снова довольно плоская, во-вторых, весь сок здесь в геймплее!
По сути, игра сочетает в себе три жанра — экшен на наземной технике, летную аркаду и джедайский слэшер. Причем иногда в течение одной миссии можно опробовать сразу все три. Например, сперва с мечом наперевес пробиваешься к десантному кораблю, после уничтожаешь на нем взлетающие вражеские ракеты, а затем на танке защищаешь республиканские САУ.
Видов техники, может, и не так много, но отличаются они ощутимо, а постоянное чередование транспорта не дает заскучать. Чаще всего мы катаем на маневренном и юрком танке Республики TX-130 S. Управляется он довольно отзывчиво и по-аркадному просто, благодаря чему бои увлекательны и динамичны. Мы постоянно кружим вокруг противников, уклоняемся от выстрелов, запускаем в недругов ракеты и врубаем при необходимости турбо. Помимо него, нам дают погонять на спидере, оседлать мару (такое животное с Кашиика), угнать танк Торговой Федерации и поуправлять шагоходом AT-XT (как я понял, это предшественник культового AT-ST). Из воздушного транспорта здесь только республиканский десантный корабль LAAT/I, оснащенный, помимо основного оружия и ракет, мощными зелеными лазерами.
Цели миссий в The Clone Wars аналогичны тем, что были в других подобных Star Wars — мы либо что-то уничтожаем, либо кого-то сопровождаем и защищаем — однако за счет динамичного экшена и регулярной смены транспорта выполнять их не скучно. Интереса придают и необязательные задания, сделанные на манер Starfighter. На каждом уровне можно выполнить по три дополнительных задачи, а за каждые пять дают какой-нибудь бонус — то видеодневник разработки откроется, то 3D-галерея персонажей и техники, то новые уровни для мультиплеера.
Да, тут имеется многопользовательский режим для двух-четырех игроков, но много о нем не скажу, так как лично не пробовал. Есть четыре типа игры: «Завоевание», в котором надо захватывать аванпосты и уничтожать базы противников; «Контроль зоны» — здесь требуется удерживать определенные точки на карте и зарабатывать за это очки; стандартная дуэль (deathmatch) и «Академия», в которой надо выживать, отбиваясь от волн противников.
От предыдущих подобных Star Wars (Jedi Starfighter, Rogue Squadron, Battle for Naboo) проект Pandemic Studios выгодно отличается двумя вещами. Во-первых, безостановочным экшеном (еще и довольно неплохим). Действие во время миссий не прекращается ни на минуту. Ты постоянно в гуще событий, вокруг тебя всё взрывается, все друг в друга стреляют, врагов уйма. Моментов, когда ничего не происходит, практически нет. И во-вторых, здесь тебе дают не только покататься на разном транспорте, но также побегать и покромсать врагов световым мечом. Как итог, удачное чередование жанров и драйвовый экшен делают The Clone Wars достойным представителем игровой линейки «Звездных войн».
69. Star Wars: Bounty Hunter (2002) — Джетпак, кредиты, два ствола
Платформы: PlayStation 2, GameCube, PlayStation 4
Разработчик: LucasArts
10 лет до событий «Атаки клонов». Наемник-мандалорец Джанго Фетт получает почти самоубийственный, но сулящий огромные деньги заказ. Некто Дарт Тиранус (Дуку) предлагает ему 5 миллионов кредитов за голову темной джедайки Комари Воса, по совместительству — лидера могущественного культа Бандо Гора. Отказываться от такого заманчивого предложения глупо, так что вместе с Джанго мы отправляемся в полное опасностей приключение по далекой-далекой галактике. В ходе него мы не только получше познакомимся с самим мандалорцем, но также узнаем, как он раздобыл культовый звездолет «Раб-1», встретил будущую напарницу Зам Уэссел (именно она будет покушаться на Амидалу во втором эпизоде) и дошел до того, что стал прототипом для целой армии клонов.
Начинается игра как классический шутер от третьего лица, только пистолетов тут не один, а два. Фетт бегает по узким переулкам, по-македонски расстреливает врагов и в перерывах между бойнями ползает по вентиляционным отверстиям. Словом, делает всё то, что и любой другой герой среднестатистического экшена начала нулевых. Ну а после… А после он находит джетпак, и геймплей преображается. Перестрелки становятся многоуровневыми и более динамичными. Порой на тебя накидывается толпа врагов, а ты просто берешь и перелетаешь ее, попутно отстреливая недругов. Или мечешься с платформы на платформу, которые еще и находятся на разной высоте.
Если с динамикой геймплея всё довольно неплохо, то с разнообразием дела обстоят похуже. Почти всю игру вы будете пользоваться только стандартными пистолетами Фетта. Второстепенного оружия мало, да и патронов к нему немого, а вот пистолеты не только бесконечные, но еще и универсальные — не только обычные противники, но и любой босс кладется с них без проблем. За всю игру выделяется разве что несколько снайперских эпизодов, да и то вместо снайперки часто можно использовать те же пистолеты — дальнобойность у них ничуть не хуже.
А теперь вспомним, что играем мы не за простого вояку или добренького джедая. Джанго Фетт — охотник за головами, и разработчики решили подчеркнуть это геймплейно. Увы, довольно неудачно. По сути, они сделали из NPC коллекционные предметы, которые просто так не соберешь. В шлем Джанго встроен особый сканер. Смотришь через него на непися и узнаешь, назначена за того награда или нет. Представьте: всего в игре 150 разыскиваемых преступников и несколько тысяч NPC. И по логике разрабов ты должен просвечивать каждого. А это надо остановиться, нацелиться на врага, а враг не один, и вообще по тебе стреляют.
Но это еще полбеды, спасибо руководствам на YouTube. Настоящий ад для перфекциониста заключается в том, что в идеале ты должен поймать каждую цель живой (в переиздании для PS4 за это дают трофей). А это значит, что ее надо не просто выследить среди толпы, но еще и подбежать к ней, скрутить (в прямом смысле — особым тросом) и уже после этого поймать. И всё бы ничего, если бы некоторые враги не были склонны к самоубийству. Завидев Джанго, они, видимо, решают, что лучше уж прыгнуть со скалы, чем попасть в руки правосудия. Или же цель попадает под перекрестный огонь и, что логично, помирает. Самое же издевательство заключается в том, что наиболее предрасположенные к случайным смертям NPC часто размещены разработчиками под конец уровня. И если их убьют, то всё — начинай с начала, перезапуск чекпоинта тут не поможет. Одну получасовую миссию мне пришлось проходить раз семь, пока все чудом не остались живы.
И еще глупый момент. У каждой цели есть свой ценник: кто-то стоит дороже живым, а кто-то — мертвым. Вот только смысла выполнять заказы «правильно» нет от слова совсем. Получите вы за бандюка 1000 кредитов или 3000 — разницы никакой, ведь потратить деньги всё равно ни на что нельзя.
Bounty Hunter способна неплохо развлечь даже сегодня. В отличие от Jedi Outcast, в которой можно плутать полчаса в поисках запрятанного прохода, тут всё просто и динамично — бегаешь по условному коридору, стреляешь в толпы врагов да летаешь себе на джетпаке. Здесь даже головоломок нет, так что экшен почти не прекращается. Да, перестрелки не особо изобретательны, все боссы убиваются по схеме «стреляй, пока не сдохнут», а оружия мало, но это компенсируется другими достоинствами проекта — историей, реактивным ранцем и дизайном уровней. А вот кого Bounty Hunter может выбесить, так это трофихантеров и перфекционистов. Система охоты за головами в игре реализована отвратно, и без нее проект ничего бы не потерял.
70. Star Wars: The New Droid Army (2002) — Симулятор регенерации здоровья
Платформа: Game Boy Advance
Разработчик: Helixe
Перед нами еще один слабенький эксклюзив GBA, пусть и несколько лучше «Атаки клонов». Сюжет The New Droid Army повествует о событиях, разворачивающихся уже после второго эпизода киносаги. Совет джедаев получает тревожный сигнал с Татуина, в котором сообщается о новом типе дроидов, устойчивых к световым мечам. Расследовать тревожные слухи отправляют молодого падавана Энакина Скайвокера, за которого мы и будем играть.
Геймплейно перед нами изометрический слэшер с не самым большим набором приемов и способностей. Наш юный падаван может рубить врагов световым мечом и отбивать им выстрелы из бластеров. Еще, разумеется, он обучен некоторым трюкам с Силой. На википедии написано, что всего их пять, но у меня почему-то открылись только три — бег (да, здесь это джедайская сверхспособность), толчок и длинный прыжок.
Важная геймплейная особенность The New Droid Army — наличие шкалы выносливости, которая тратится буквально на всё, от простых ударов до трюков с Силой. Причем выдыхается наш герой достаточно быстро, так что, например, долго бегать не выйдет. Кстати, после небольшой пробежки Энакин еще и драться нормально не сможет, вот и приходится всю дорогу плестись, экономя силы. Как его с такой выносливостью взяли в джедаи, непонятно.
Вообще темп игры крайне низкий, и дело не только в неспешной ходьбе. Жизни здесь расходуются быстро, а восстанавливаются — медленно (аптечек нет вообще). Если не считать первые уровни, то большую часть времени я играл так: попадаю в стычку, а после жду минуту-полторы, пока не восстановятся HP. Иду дальше, снова дерусь, а затем опять стою на месте. Пока я проходил The New Droid Army, то успевал початиться с девушкой, полистать ленту в ВК, сбегать в туалет и налить себе чай — и всё это без ухода на паузу.
Битвы довольно скучные и однообразные, так что в какой-то момент я стал пробегать врагов, чтоб поскорее заканчивать уровни. Увы, получалось не всегда. Сражения с боссами интереса тоже не прибавляют. Почти все из них проходятся обычным закликиванием, разве что одного приходилось сперва сбивать толчком на землю, а после уже рубить. Но и то процесс неприлично затянулся, так как после каждого удара гадина снова взмывал в воздух, а тебе еще требовалось время на восстановление выносливости.
Уровни прямые словно кишка. Никаких секретиков, бонусов, коллекционных предметов — ничего. Изучать их не интересно точно так же, как и драться.
Да, The New Droid Army не так плоха, как The Clone Wars. Тут есть какой-никакой сюжет, расширяющий лор «Звездных войн», и… Ладно, больше позитивных моментов я не обнаружил. Время в пути за игрой убить можно (изначально это все-таки портативка), но однообразные затянутые бои и необходимость подолгу стоять на месте, чтобы восстановить здоровье да выносливость, сильно портят общее впечатление. Будь у «Новой армии дроидов» повыше темп, воспринималась бы она куда лучше.
Конец четырнадцатой части. Продолжение следует…
Автор: Сергей Макеев