Подборка выдалась достаточно любопытной. В ней нашлось место как одним из лучших игр по Star Wars (речь про Rogue Leader и Jedi Outcast), так и провальному «Оби-Вану» — забытому богом эксклюзиву для первого Xbox.
Еще в нее попали два проекта, служившие своего рода разогревом перед выходом «Атаки клонов» — гоночная Racer Revenge и летная аркада Jedi Starfighter.
61. Star Wars Rogue Squadron II: Rogue Leader (2001) — Первый SW-эксклюзив GameCube
Платформа: GameCube
Разработчики: Factor 5, LucasArts
Со своими 90 из 100 Rogue Leader входит в тройку самых высокооцененных Star Wars на Metacritic. Лучше нее пресса встретила только Dark Forces II и великий KotOR. Но вот беда — вторая Rogue Squadron вышла эксклюзивно на GameCube, из-за чего широкой аудитории она не особо известна, да и не особо доступна. Даже сейчас на эмуляторе в нее нормально не поиграть (или просто мне не повезло). Поначалу я мучался, решая неполадки со звуком, а потом долго страдал от постоянных зависаний и вылетов. Как итог, пройти игру мне не удалось — забросил ее на 9 уровне из 10. Под конец никаких нервов уже не хватало, а потому и впечатления остались скорее неприятными, хотя в целом игра всё же хорошая.
Star Wars Rogue Squadron II: Rogue Leader представляет из себя очередную летную аркаду наподобие Starfighter, Battle for Naboo и, разумеется, первой Rogue Squadron. Как и в предыдущих проектах студии Factor 5, игра разбита на миссии (10 основных и 5 секретных), в ходе которых нужно уничтожать воздушные и наземные силы Империи, а иногда параллельно защищать союзников. Никуда не делась и система медалек — если выполнить за задание шесть определенных условий (по времени, точности, количеству смертей и т. д.), тебя наградят бронзой, серебром или золотом. Только вот система эта всё еще в подметки не годится тому, что было в Star Wars: Starfighter. Выполнять побочные задания здесь: а) неинтересно, так как на всех миссиях они одни и те же; б) еще и чертовски сложно. Я лишь раз чудом получил бронзу, а всё остальное время оставался без наград.
За сюжетом я особо не следил, так как ни субтитров, ни текстовых брифингов в игре нет, а воспринимать английскую болтовню на слух мне было сложновато. Впрочем, вряд ли я что-то пропустил, так как все события здесь разворачиваются в период классической трилогии, а часть миссий и вовсе взята из фильмов. Мы в который раз уничтожаем первую «Звезду Смерти», связываем шагоходы на Хоте, атакуем вторую «Звезду Смерти» в битве при Эндоре. Для меня это скорее минус, чем плюс, так как в ходе марафона я уже столько раз это проделывал, что в какой-то момент от до боли знакомых эпизодов начало подташнивать. Но уникальные миссии тоже есть. В одной из них, например, мы сперва пролетаем по поясу астероидов, а после бомбим имперскую тюрьму на поверхности какой-то планеты. В другой — даем отпор оккупационным имперским силам на Беспине.
К чему я точно не могу придраться, так это к графике, спецэффектам, а также проработке уровней и моделей. Космос здесь — просто отпад! В каждой миссии он разный, и одну локацию ты точно не спутаешь с другой. Уровни на поверхностях планет тоже выглядят прекрасно и разнообразно. То снежный Хот, то архипелаг (шагоходы круто отражаются в воде!), то туманные каньоны.
Rogue Squadron II — хорошая, качественная, зрелищная и динамичная игра, но всё же столь высокие оценки прессы мне не понятны. Единственное приходящее в голову объяснение: журналисты были в таком восторге от новенькой консоли GameCube, что их восхищение автоматически спроецировалось и на стартовые тайтлы, коим Rogue Leader как раз и является. Мое же мнение таково, что при всех своих достоинствах проект не дарит хоть сколь-нибудь новый опыт, отчего заслуживает не больше «восьмерки». И бомбардировки наземных целей Y-Wing’ами, и связывание ног шагоходам, и смена техники прямо во время миссии — всё это «уже было в “Симпсонах”».
62. Star Wars: Obi-Wan (2001) — Первый SW-эксклюзив Xbox
Платформа: Xbox
Разработчик: LucasArts
Перед нами очередной консольный эксклюзив, только на этот раз для Xbox. В отличие от Rogue Leader с ее 90 баллами из 100, игру про Оби-Вана приняли холодно что критики, что игроки, а журнал GMR Magazine и вовсе внес ее в список пяти самых худших проектов по «Звездным войнам».
К сожалению (или, скорее, к счастью), поиграть в «Оби-Вана» мне толком не удалось. Я сумел пройти лишь обучение и первый уровень, а после игра на эмуляторе стала вылетать, и даже с помощью чит-кода мне не удалось перебраться на вторую миссию. Так что ни о сюжете, ни о каких-то тонкостях я судить не могу. Но хотя бы опишу боевую систему, которая на первый взгляд мне даже понравилась.
Главная особенность местной боевки — удары световым мечом назначены на правый аналоговый стик. Бить можно слева, справа и сверху, а если опустить аналог вниз, Оби-Ван будет отбивать прилетающие выстрелы. Помимо этого, юный падаван обучен некоторым трюкам с Силой. Он может высоко прыгать, расшвыривать врагов и предметы (под это отведено две разных кнопки), выбивать из рук противников бластеры и мастерски кидать свое оружие словно бумеранг.
Честно, за один уровень я так и не понял, что с игрой не так, а потому отправился за подробностями в интернет. На DTF я наткнулся на статью Семена Костина «Star Wars: Obi-Wan — история провального эксклюзива для оригинальной Xbox». Автор не просто собрал информацию из Сети, он даже умудрился найти диск с игрой за 2000 рублей и лично опробовать это чудо на первом «Иксбоксе» (обратной совместимости с другими консолями Microsoft у «Оби-Вана» нет). Ниже я очень кратко перескажу его статью, но всех заинтересованных призываю почитать оригинал.
Итак, суть такова. В 1999 году, после выхода первого эпизода киносаги, LucasFilm решили срубить с фанатов побольше бабла и запланировали серию проектов о жизни Оби-Вана. Одним из них должна была стать игра Episode I: Obi-Wan, разрабатываемая эксклюзивно для ПК. Видимо, надежды на нее возлагались достаточно большие, так как к процессу подключились дизайнеры киноленты и сам Джордж Лукас. В 2000-м тот же самый Джордж Лукас разработку отменил — под предлогом, что игра неудовлетворительно работает на ПК и не соответствует стандартам качества компании. В 2001-м проект снова воскресили, но уже как временный эксклюзив для новенькой консоли Microsoft (позже планировались версии для PS2, GameCube и даже GBA).
Чтобы успеть выпустить игру к концу 2001 года, команда работала чуть ли не круглосуточно и без выходных. Усилиями разработчиков проект все же добрался до прилавков в декабре, но его ждал разгромный прием.
Так за что же, собственно, ругали? Если коротко, за скучный дизайн уровней, неотзывчивое управление, устаревшие анимации и графику, отсутствие вменяемого сюжета. Вот что написал Юрий Поморцев, один из авторов «Страны игр»: «Obi-Wan на Xbox примитивен, топорно срублен и на редкость однообразен. Провал по всем пунктам». Его коллеги по редакции были об игре не лучшего мнения.
На этой ноте я закругляюсь, тихонько радуясь, что игра на эмуляторе у меня так и не пошла дальше первого уровня…
63. Star Wars Racer Revenge (2002) — Себульба наносит ответный удар
Платформы: PlayStation 2, PlayStation 3, PlayStation 4
Разработчик: Rainbow Studios
Парад консольных эксклюзивов продолжается, и на этот раз у нас игра, выпущенная специально для PlayStation 2. Да, впоследствии ее портируют на PS3 и PS4, но лишь в формате «классики PS2». При этом ни о каких существенных улучшениях речи не идет, разве что достижения добавили.
Star Wars Racer Revenge является прямым продолжением Star Wars Episode I: Racer 1999 года. На первый взгляд оба проекта настолько похожи, что мало разбирающийся человек может с легкостью их спутать. Но если внимательно присмотреться, определенные отличия всё же. Вот о них и поговорим.
Первое отличие — это завязка «сюжета». Не обольщайтесь, никакой истории ни в той, ни в другой игре нет, просто в традиционных вступительных титрах разработчики пытаются хоть как-то обосновать происходящее. Итак, прошло 8 лет, как Себульба проиграл юному Энакину на Татуине. Всё это время он копил злобу и вынашивал планы мести, и наконец свершилось. В новом сезоне межгалактических гонок на подах он вновь бросит вызов уже повзрослевшему Скайуокеру, ну а мы будем вольны привести к победе одного из 22 доступных пилотов.
Второе отличие, сразу бросающееся в глаза — это графика. Даже по сравнению с оригинальной Episode I: Racer (я уж молчу про переиздание с улучшенными текстурами и разрешением), Racer Revenge выглядит блекло и размыто. Если вы когда-нибудь играли на PS2, то наверняка помните этот «мыльный» эффект, присущий многим (всем?) трехмерным проектам для этой платформы. Особенно «щиплет глазки» во время ускорения — экран дополнительно размывается, а следить за трассой становится крайне непросто.
Но главное отличие кроется в парочке механик. Если Episode I: Racer сравнить, например, с Need for Speed, то Racer Revenge будет Burnout’ом. В этой части нам позволили вышибать противников с трассы, да так, чтобы в гонку они уже вернуться не смогли. Вроде как и сам ты можешь разбиться насмерть, правда, со мной такого ни разу не случалось. А всё потому, что появилась еще одна механика — ремонт пода прямо во время гонки (для этого надо нажимать на L2).
Впрочем, вышибание оппонентов с трека — штука сугубо факультативная. Да, за это вам будут начислять дополнительные деньги для прокачки, но победить честным путем всё же быстрее и проще, чем бодаться с другими гонщиками.
Есть у двух проектов еще одно отличие, которое нельзя не отметить — количество контента. Как выглядит типичный сиквел? Берется механика оригинала, чуть полируется, меняются декорации, а наполнения становится больше. В случае с Racer Revenge всё почти так, вот только контента почему-то стало существенно меньше: 22 пилота и 13 трасс на 4 планетах против 25 гонщиков и 25 треков на 8 планетах в Episode I: Racer. Как итог, пройти Racer Revenge можно буквально за 1,5-2 часа. Задержаться в ней есть смысл только в том случае, если вы хотите открыть секретных персонажей и получить 100% достижений.
Продолжение из Racer Revenge вышло крайне спорное. Контента меньше, графика хуже, а целенаправленно вышибать оппонентов с трасс вы будете разве что для того, чтобы открыть секретного персонажа (Дарта Мола). Во всех остальных случаях действовать агрессивно смысла нет — себе дороже. Если хотите веселую гоночную игру по «Звездным войнам», то я всячески рекомендую ремастер Star Wars Episode I: Racer, но никак не его сиквел.
64. Star Wars: Jedi Starfighter (2002) — Спойлеры к «Атаке клонов»
Платформы: PlayStation 2, Xbox, PlayStation 4
Разработчик: LucasArts
Если первые игры по «Призрачной угрозе» появились одновременно с фильмом, то в случае с «Атакой клонов» Lucasfilm избрали другую тактику и начали прогревать фанатов-геймеров заранее. Так, в Racer Revenge мы могли оказаться в шкуре повзрослевшего Энакина, а кампания Jedi Starfighter подводит нас к событиям на Джеонозисе и дает лично в них поучаствовать.
Честно, о сюжете я вам много не расскажу — не потому, что боюсь заспойлерить, просто я за ним не особо следил. Игра полностью на английском и без субтитров, так что почти вся болтовня прошла мимо меня. Впрочем, не думаю, что я многое потерял. Если в общих чертах: темнокожая джедайка объединяется с космическим пиратом, и вместе они побеждают очередного плохого парня с манией величия и собственным звездным флотом. Геймплей тут куда интереснее истории, так что сосредоточусь на нем.
Итак, перед нами очередная летная аркада по Star Wars. Только похожа она не на Rogue Squadron, а на Starfighter 2001 года. Впрочем, неудивительно, ведь это ее сиквел. Если помните, оригинал я хвалил, и продолжение тоже не подкачало.
Героев здесь всего два, а не три, зато отличаются они ощутимо. С пиратом Нимом мы уже знакомы по первой части. Он все так же летает на своем корыте, обвешанном всякими бомбами и ракетами. Наш старый товарищ хорошо работает по наземным целям и любым большим объектам, так как его тяжелое вооружение способно быстро пробить щиты и броню.
Второй персонаж будет поинтереснее. Ади Галлия — та самая чернокожая джедайка, о которой я писал выше. Летает она на титульном Jedi Starfighter и в бою делает ставку на дарованные ей Силой способности. Она может поражать молниями вражеские «самолеты», окружать себя щитом, выпускать во все стороны мощную энергетическую волну, но самая прикольная ее фишка — замедление времени. Перезаряжается эта ульта быстро, и с ней можно только так выносить даже далеко летящие цели.
Как и в прошлых подобных играх, миссии визуально чередуются и проходят то у поверхностей планет, то в космосе. По задачам тоже по классике — большую часть времени мы либо кого-то защищаем, либо что-то уничтожаем. Совсем в однообразие разработчики при этом не скатываются и каждый раз придумывают новые ситуации. Например, в одном задании мы должны оберегать поселение от падающих с неба ракет, а в другом — бегущих по пустыне клонов от танков и пехоты.
А еще разнообразия придают необязательные цели. Как и в оригинале, они сделаны на порядок лучше, чем в Rogue Squadron — вместо однотипных заданий на время, точность и число убитых врагов тут уникальные допы на каждую миссию. Есть обычные, за прохождение которых ты открываешь всякие ништяки — от бонусных уровней до новых истребителей для кампании. А есть цели срытые, о которых никто не говорит. Зачастую они посложнее, бонусов за них особо не дают, но без них игру на 100% не пройти.
Еще Jedi Starfighter примечательна кооперативом. Всю кампанию можно пройти вдвоем, и для коопа даже заготовлены отдельные скрытые цели. Некоторые из них настолько сложны, что мне реально пришлось просить друга с ними помочь. Как в старые добрые времена пришел к нему в гости, покушали чипсеков с колой, а после уселись с геймпадами за одной приставкой. Да, да, никакой игры по сети, только локалка, только хардкор и живое общение!
Jedi Starfighter — добротная летная аркада по вселенной «Звездных войн», и мне она понравилась даже больше обласканной прессой Rogue Squadron 2 (напомню, 90/100 на Metacritic). Да, сюжет здесь стандартный и банальный (впрочем, как и в любой предыдущей SW-игре), зато летать и стрелять занятно. Отдельный плюс за необязательные цели, которые хочется закрывать ради приятных ништяков. Ну и не стоит забывать про кооператив — с другом всегда веселее.
65. Star Wars Jedi Knight II: Jedi Outcast (2002) — Возвращение джедая
Платформы: Windows, OS X, GameCube, Xbox, Nintendo Switch, PlayStation 4
Разработчики: Raven Software (PC, Mac OS X), Vicarious Visions (Xbox, GC), Aspyr (PS4, Switch)
Jedi Outcast — штука культовая и любимая многими. Даже среди знакомых я слышал мнение, что именно здесь реализованы самые реалистичные битвы на световых мечах, превзойти которые не удалось еще ни одному современному проекту по Star Wars. На Metacritic же «Джедай-изгнанник» занимает четвертую строчку в списке лучших игр по «Звездным войнам», имея средний балл 89 из 100.
Казалось бы, игра чуть ли не идеал, вот только претензий у меня к ней набралось прилично. И так как я понимаю, что критика подобных хитов может вызвать волну негатива со стороны их многочисленных фанатов, то прежде, чем перейти к основному обзору, сделаю несколько важных замечаний и уточнений. Во-первых, проект я проходил впервые, так что никаких ностальгических чувств по отношению к Jedi Outcast у меня нет, собственно, как и знания уровней. Во-вторых, играл я не в обласканную версию для ПК, а в переиздание для PS4. На «Метакритике» у него примерно по 6 из 10 и от прессы, и от игроков. Чем именно оно хуже, я не знаю, но точно могу сказать, что как минимум мультиплеера здесь нет. И в-третьих, я прекрасно отдаю себе отчет, что большая часть придирок к игре — это придирки современного избалованного геймера, привыкшего к комфорту. Проходи игру я 20 лет назад, я бы кипятком писал от ее крутости.
Jedi Outcast является прямым продолжением Mysteries of the Sith, а сюжет вновь вращается вокруг Кайла Катарна. Надо признать, персонаж это со сложной и интересной судьбой, и жаль, что «Дисней» так вероломно вычеркнул его из канона. Напомню, в прошлой игре Катарн чуть было не перешел на темную сторону Силы, и тогда его спасла Мара Джейд — ученица Кайла и будущая жена Люка Скайуокера (в «Легендах»). Так вот, с тех пор прошло около двух лет. Кайл отрекся от джедайских способностей, но продолжил помогать Новой Республике в качестве наемника. В Jedi Outcast его ждет новое приключение, в ходе которого снова придется спасать мир от очередного темного джедая с манией величия.
Такое ощущение, что авторы Jedi Outcast пытались полностью повторить формулу успешной Dark Forces II (так называется оригинальная Jedi Knight, которая является сиквелом Dark Forces — и да, в местных называниях черт ногу сломит). Всё снова начинается как обычный шутер — от первого или третьего лица на выбор. Шутер, правда, довольно посредственный, по крайней мере, если играть на консоли с геймпадом. Поверьте, Jedi Outcast как ничто другое способна объяснить косорукость имперских штурмовиков. Это не они такие, просто бластерные винтовки стреляют с такими разбросом и скорострельностью, что попасть в кого-то — настоящее достижение. Первые несколько уровней ты бегаешь вокруг врагов, пытаясь их хоть как-то зацепить, в то время как они бегают вокруг тебя, делая то же самое. Поставить соответствующую музыку, получится натуральное шоу Бенни Хилла.
Игра резко меняется в лучшую сторону, стоит Кайлу заполучить обратно световой меч и джедайские силы. После этого ты абсолютно забываешь про любой огнестрел, и врубается натуральный слэшер с замедлением времени, отрубанием конечностей и разбрасыванием противников налево и направо. А когда на сцене появляются темные джедаи, то там и вовсе начинаются пляски со световыми мечами, которые выглядят зачастую крайне эффектно.
И тут важно акцентировать внимание на световом мече. Как я писал уже выше, бытует мнение, что в Jedi Outcast реализовано лучшее фехтование среди игр по «Звездным войнам». На ПК, возможно, так и есть, но на консоли я такого не почувствовал. Да, от направления движения зависит, как именно Кайл нанесет удар — слева, справа или сверху — но в бою мне было как-то без разницы, какой анимацией Катарн убьет врага, лишь бы убил. А с этим иногда бывали проблемы. Если раньше ты бегал вокруг противников с бластерной винтовкой, стараясь их задеть, то теперь аналогично кружишь вокруг темных джедаев, пока они скачут возле тебя. Такие бои, при всей их зрелищности, казались крайне хаотичными, где вместо тактики решает случай — кто кого первым цапнет.
Но вот физика меча проработана просто класс! Стоит задеть какую-нибудь стену, как на ней остается след. То же касается и врагов — их можно убить, даже не нанося удар, просто случайно зацепив. Настоящий вау-эффект у меня вызвал момент, когда меня убили, и уже во время анимации смерти Кайл унес с собой в могилу одного из противников, ненароком затронув того мечом. После этого я побежал рассказывать всем друзьям, как же это круто, а впечатления не угасали еще в течение нескольких часов.
Но вообще световой меч — лютая имба, а у самой игры большие проблемы с балансом сложности. По мере прохождения сражения в Jedi Outcast становятся не труднее, как это положено, а проще. Поначалу, когда на руках у тебя лишь пистолет и винтовка с огромным разбросом, играть довольно некомфортно даже на средней сложности (именно на ней я проходил кампанию). Потом появляется световой меч, но одновременно с этим на тебя напускают врагов-снайперов, выстрелы которых никак не блокировать, а жизни они тебе снимают будь здоров. А дальше… А дальше снайперы пропадают, у тебя появляется способность самоисцеления, а враги бегают только с таким оружием, выстрелы которых автоматически блокируются мечом и летят обратно «адресатам».
Сильно упрощает сражения и слабый ИИ. Враги реально тупые, причем это отмечали и в некоторых рецензиях на релизе игры. Максимум, на что они способны, это бегать вокруг тебя и стрелять. Я сперва подумал, что они себя так ведут только на среднем уровне сложности, но нет. Я специально включил максималку и запустил миссию ближе к финалу, где на тебя в начале вываливают кучу штурмовиков. В итоге я перебил порядка 20 противников, не получив урона и не нажав ни одной кнопки (разве что двигал стиками). Все потому, что враги бездумно стреляли в меня и умирали от собственных же выстрелов, отбиваемых мечом. Более того, аналогично действовал и предпоследний босс. Он тупо расстреливал меня в упор, пока я стоял на месте и снимал ему щит. Потом я включал имбовое замедление времени, забегал ему за спину и рубил, пока щит снова не включится. Повторить несколько раз — босс готов.
Если у вас сложилось впечатление, что Jedi Outcast — это легкая игра, то черта с два! Одна из главных «механик», что будет сопровождать вас от начала до финала, называется «Сохранись — загрузись». Ты постоянно умираешь, причем зачастую непредсказуемо. Пошел не туда — свалился, умер. Прыгнул не так — полетел в пропасть, умер. Встал не там — тебя раздавило механизмом для закрытия дверей, который ты даже не видел — ты умер. Зачастую окружение здесь гораздо опаснее врагов.
Уровни же, как и в предыдущих Jedi Knight, порой огромные и запутанные. Я прошел игру за 20 часов, тратя огромное количество времени только на то, чтобы сообразить, куда идти. Некоторые проходы настолько запрятаны и нелогичны, что можно бегать по гигантским локациям минут 20-30, пока их не найдешь. Пару раз пришлось лезть на YouTube — ну вот как можно увидеть трубу, которая выезжает из определенного места на гигантской локации раз в 40 секунд? Причем это место находится под ногами, и его не видно, если только не смотреть в упор.
А еще расстроило, что в чем-то Jedi Outcast 2002 года уступает Dark Forces II, вышедшей в 1997-м. Так, здесь отсутствует система морального выбора. И это при том, что сюжет вертится вокруг темы мести и внутренней борьбы Катарна. Было бы здорово выбирать между яростью и джедайским всепрощением, приводя в итоге Кайла или к светлой, или к темной стороне.
Упростилась и прокачка. Если раньше у «доброго» Катарна развивались защитные умения, в то время как у «злого» — атакующие, то теперь все способности свалены в одну кучу. Светленький джедай Кайл может без зазрения совести пускать молнии из пальцев а-ля Палпатин и душить врагов в стиле Дарта Вейдера. Самому же выбирать, какие из умений качать в первую очередь, тоже нельзя — любое развитие теперь строго сюжетно-линейное.
Для своего времени Jedi Outcast — действительно выдающаяся игра. Она дает почувствовать себя настоящим джедаем, который мастерски владеет мечом и расшвыривает имперцев в разные стороны. Прибавьте к этому недурную историю, приятные камео и зрелищные дуэли — все это когда-то обеспечило «Джедаю-изгнаннику» всеобщие признание и любовь, а также статус одной из лучших игр по «Звездным войнам». Если же смотреть на проект с позиции современного игрока, то да, он может показаться сложным и архаичным, особенно в плане левел-дизайна. Впрочем, если вас не пугают трудности, постоянные смерти и запутанные уровни-лабиринты, то дать игре шанс определенно стоит — желательно в версии для ПК.
Конец тринадцатой части. Продолжение следует…
Спасибо за статью Сергею Макееву