Наступил 2001-й, начало XXI века, и количество проектов по Star Wars наконец немного снизилось. Если в нулевом году вышло девять игр по «Звездным войнам», то в первом — только шесть.
В этой подборке вас ждут 5-минутная браузерка, крайне годная летная аркада, попытка лукасов сделать что-то в Mario Kart, великолепный клон Age of Empires 2 — та самая «Star Wars: Galactic Battlegrounds» и, сюрприз-сюрприз, скейтерская аркада имени Тони Хоука!
56. Star Wars: Starfighter (2001) — Первая Star Wars XXI века
Платформы: PlayStation 2, Xbox, Microsoft Windows, Arcade, PlayStation 3
Разработчики: LucasArts, Blitz Games, Secret Level Inc (PC, Xbox)
На первый взгляд, Starfighter сильно походит на разочаровавшую меня Battle for Naboo. Обе — летные аркады с медальками по итогам уровней. И там и там кампании разворачиваются в параллель событиям «Скрытой угрозы». У них даже финальные миссии почти одинаковые — космическая битва возле станции управления дроидами на орбите Набу. Но несмотря на кажущуюся схожесть, все те моменты, что откровенно бесили меня в Battle for Naboo, в Starfighter сделаны по уму.
Не обессудьте, но весь обзор у меня выстроен на сравнении двух этих проектов — так сильна боль от первого, и так приятно после него было играть во второй.
Сценарий в «Звездном истребителе» тоже не блещет, но персонажи проработаны в разы лучше. Их хотя бы показывают в заставках, в то время как в «Битве за Набу» мы лицезрели лишь «разговаривающие самолеты». Всего центральных героев три. Рис Дэллоус — пилот Королевских ВВС Набу. Потерял наставницу и сам чуть не погиб во время битвы с Торговой Федерацией. У темнокожей наемницы Ваны Сейдж с «торгашами» тоже личные счеты — ее предали после того, как она узнала о планах нападения на Набу. Наконец, пират-фиорин Ним, который нехотя объединяется с другими героями, чтобы также поквитаться с агрессорами-захватчиками. Разумеется, у каждого имеется собственное транспортное средство с уникальными характеристиками и вооружением.
Несмотря на то, что в Starfighter мы управляем исключительно истребителями, играется всё это в разы увлекательнее и разнообразнее, чем Battle for Naboo с ее чередующимися наземно-воздушными боями. И не в последнюю очередь за счет уже упомянутых выше медалек. Как было в «Битве за Набу»? Чтобы получать «бронзу», «серебро» или «золото», в каждой миссии надо было выполнять одни и те же условия — убить столько-то врагов, пройти задание за такое-то время с такой-то точностью, потерять не больше такого-то количества жизней. Это было откровенно неинтересно (еще и сложно). В Starfighter же что-то вроде «100% синхронизации» из Assassin’s Creed. То есть в каждой миссии выдаются уникальные дополнительные цели. И такой подход действительно мотивирует перепроходить задания раз за разом, пока не добьешься идеального результата. Главное — это не раздражает, а наоборот, увлекает!
Пусть задачи миссий в обоих проектах и схожи — то мы кого-то защищаем, то мы что-то уничтожаем — задания в Starfighter кажутся разнообразнее. Во-первых, из-за уже упомянутых побочек. Во-вторых, здесь мы не ограничены одной лишь Набу, и битвы проходят как в космосе, так и на поверхностях разных планет. За счет этого визуал постоянно меняется и не надоедает. Кстати, сама картинка тут великолепная — в Starfighter пока что самый красивый космос, если сравнивать со всеми предыдущими Star Wars.
Еще в отзыве на Battle for Naboo я жаловался на управление и даже грешил на геймпад, мол, дешевый, наверное, проблема в нем. Нет, как оказалось, с контроллером у меня всё в порядке. В отличие от «Битвы за Набу», в Starfighter все истребители управляются действительно плавно и отзывчиво. Нет никакой дерганности при нацеливании, нет ситуаций, когда в якобы открытом космосе ты упираешься в невидимый угол и не можешь оттуда выбраться.
Starfighter — это сложная (если стараться проходить на «золото»), но увлекательная летная аркада, которая умеет завлечь и удержать механиками. Ни разу не возникло чувства «поскорей бы пройти кампанию и удалить игру». Каждую миссию я переигрывал по несколько раз, пытаясь добиться идеального результата, и это не раздражало. А всякое «золотое» прохождение дарило приятные эмоции, а не вымученное внутреннее опустошение. В отличие от Battle for Naboo, я смело могу порекомендовать Starfighter как фанатам «Звездных войн», так и любителям авиационных аркад.
57. Carbon Connection (2001) — Первая официальная флеш-игра по «Звездным войнам»
Платформа: flash
Издатель: starwars.com
Пусть и с перерывами, но я натурально потратил целый день, чтобы запустить эту флеш-игру. Долго описывать все танцы с бубнами я не буду, так как это займет много места и вряд ли будет особо интересно. Скажу лишь то, что в итоге мне помог эмулятор Flashpoint. Хотя и он поначалу не работал и выдавал белый экран. Запустилась же Carbon Connection только после того, как я удалил «Касперского», поставил вместо него Avast и переустановил Flashpoint.
Суммарно я потратил часов пять, а то и больше, чтобы лично поглазеть на первую флеш-игру по Star Wars. Прошел же я ее тоже за пять… но минут.
На начальном экране я увидел явно преувеличенную надпись: «A Best Match Game». Преувеличенная — не то слово! По факту перед нами классическая «Найди пару», где всего четыре уровня. На первом нас просят сопоставить двух одинаковых персонажей. На втором — героя и его транспортное средство (например, Джанго Фетт и «Раб-1») за 14 ходов. Кстати, не удивляйтесь появлению Джанго Фетта и других персонажей из второго эпизода «Звездных войн» в игре 2001 года — после выхода «Атаки клонов» Carbon Connection обновили. На третьем уровне выставили ограничение по времени в 1,5 минуты, а искать нужно пары взаимосвязанных персонажей вроде C-3PO и R2-D2. Ну а четвертое задание пусть и самое сложное, я все равно прошел его с первой попытки. Тут надо за ограниченное количество ходов и за 1,5 минуты сопоставить героя и оружие. Скажем, Люк Скайуокер и световой меч.
Конечно, сама игра не принесла мне никакого удовольствия и не стоила того времени, что я убил на ее запуск… Но хотя бы чувство победы над флешем было приятным!
58. Star Wars: Super Bombad Racing (2001) — Последняя игра Lucas Learning
Платформа: PlayStation 2
Разработчик: Lucas Learning
Если вы внимательно следили за рубрикой, возможно, у вас проскакивала мысль: «Да когда же уже кончатся эти детские игры?» Лично у меня проскакивала, ведь на рубеже тысячелетий Lucas Learning выпустила аж целых 8 проектов для малышей. И да, всё это я исправно проходил. Ну что ж, эпоха подошла к концу. Super Bombad Racing — это девятая и последняя разработка компании…
Кстати, а еще это эксклюзив для PlayStation 2. Но нет, Sony не отваливала за проект кучу денег, чтобы он не достался другим. Просто игру прохладно встретили и критики, и игроки, а удручающие продажи поставили крест как на портировании, так и на самих разработчиках.
C Super Bombad Racing я знаком еще со школы. Как сейчас помню, купил диск, поигрался один день и больше к нему не прикасался. Собственно, 20 лет спустя ситуация повторилась — мне хватило порядка 3 часов, чтобы освежить в голове весь немногочисленный контент и со спокойной душой внести игру в список пройденных.
Сюжета тут никакого нет, но все гонки проходят в декорациях «Скрытой угрозы». Мы можем погонять по Набу, Татуину, Корусанту и даже кораблю Торговой Федерации. Персонажи, что логично, тоже взяты из фильма, правда, превращены в эдаких чибиков. Есть тут и большеголовые Энакин с Оби-Ваном, и Дарт Мол с Йодой — всего 8 штук. У каждого имеется уникальная ульта, вот только за время прохождения воспользовался я ей один раз. Как, сам не понял.
Геймплейно перед нами что-то типа Mario Kart, только без заносов. Летаем на по-детски маленьких транспортных средствах, подбираем на треках ускорители, щиты и оружие и стараемся пробиться к финишу, то и дело вставляя оппонентам палки в колеса. Должен признать, что играть в целом забавно. Локации интересные, с разными срезами и всякими хитростями. Каждую трассу приходилось сперва изучать и заучивать, и только после этого удавалось занимать первые места. К этому претензий нет. Одна беда — треков мало, всего 9 штук.
Есть в Super Bombad Racing еще режим арены — это когда на ограниченной площади надо перебить всех оппонентов — но играть в него откровенно скучно. Да и, опять же, арен всего 4 штуки.
Больше про игру рассказать особо и нечего. В целом сама она неплохая, но больно уж маленькая — дольше 2-3 часов делать в ней нечего.
59. Tony Hawk’s Pro Skater 3 (2001) — Дарт Мол на скейте
Платформы: PlayStation, PlayStation 2, Game Boy Color, GameCube, Xbox, Game Boy Advance, Microsoft Windows, Nintendo 64, Mac OS
Разработчики: Neversoft, Edge of Reality (N64), Shaba Games (Playstation), Vicarious Visions (GBA), Gearbox Software (PC), HotGen Studios (GBC)
Удивлены? Я тоже! Совершенно не ожидал увидеть в SW-подборке представителя культовой серии скейтерских аркад. А всё дело в том, что одним из гостевых персонажей тут является Дарт Мол (а еще, кстати, Росомаха из «Людей Икс»).
В школьные годы у меня был диск 4 в 1, на котором были собраны все части Tony Hawk’s Pro Skater для PlayStation 1. Тогда, в золотое детство, я много залипал в первые две игры серии, создавал в редакторе себя, одноклассников и часами пытался набрать необходимые по заданиям очки, собрать буквы S-K-A-T-E и хорошо припрятанные видеокассеты. Да и вообще делать всё остальное, о чем меня просили разработчики — и всё это без интернета и подсказок. Было весело скользить по перекладинам, прыгать, крутиться в воздухе и, конечно же, падать — когда ты мелкий, такие штуки почему-то доставляют отдельное удовольствие. Да, было сложно, но мне это нравилось и хотелось разбираться, хотелось всё пройти. Правда, сил на третью и четвертую части уже не осталось. Первые две хорошенько приелись, а продолжения, по первому впечатлению, не давали ничего нового.
Через несколько лет у меня появилась PS2, а потом и диск с Tony Hawk’s Underground 2. Игра была значительно красочнее и разнообразнее предшественниц с первой плойки, и какое-то время я залипал и в нее. После определенного количества уровней играть стало слишком сложно, так что эту часть я забросил, а к серии больше не возвращался. До сегодняшнего дня…
И вот я взрослый, а времени у меня не так много, как в прекрасные школьные годы. Запускаю THPS3 и понимаю, что мне совершенно не интересно. И дело не в том, что игра плохая, просто жанр не мой, тематика не моя — скейты меня вообще никогда не интересовали. Но всё же я попытался…
Запустил обучение. В итоге не прошел, так как совершенно не понял, что в определенные моменты от меня хотят. Пошел в карьеру. На первом уровне, литейном заводе, я даже умудрился набрать 30 тысяч очков, хотя надо было 60. В итоге десяток неудачных попыток разжег во мне не желание углубляться в изучение механик и оттачивание трюков, а лишь жажду поскорее удалить THPS3 и перейти к следующему проекту в моем марафонском списке.
Разочаровавшись в игре и написав на нее отзыв утром, я отправился по делам. Вечером же, прямо перед тем, как снести «Тони Хоука» с ноута, я решил еще разок его запустить — ну чтоб наверняка удостовериться, что проходить я это не хочу. В итоге вышел из THPS3 я только после того, как закрыл первый уровень на 100%. За следующее утро прошел вторую локацию, Канаду… И понеслась!
Я вспомнил, за что любил «Тони Хоука» в детстве — за чувство собственной крутости, когда ты делаешь комбо на 200 тысяч очков из пары десятков трюков. (Потом, правда, заходишь на YouTube и видишь, как профи набирают по полтора миллиона как нефиг делать…) За неимоверно драйвовый и офигенный музон, который сопровождает все действо. За чувство контроля, за новые открытия, за ощущение прогресса, когда ты понимаешь, что с каждым уровнем играешь все лучше, имея в арсенале тот же набор трюков.
Помимо стандартных уровней с заданиями и коллекционными предметами, есть в игре и турниры. В каждом по три заезда по минуте, за которую надо впечатлить судей. Те присваивают очки от 0 до 99,9. В итоге выбираются два лучших заезда из трех, их очки складываются, и по ним определяется победитель.
И вот турниры — это отдельный вид мазохистского удовольствия. Я не так крут, как чуваки с ютуба, поэтому для меня такие уровни были реально сложными. Если в первую попытку я еще умудрялся с трудом набрать приличное количество баллов, то на второй и третьей уже лажал… Последний турнир в Токио я пытался пройти несколько часов. И это словно наркотик — мне приходилось делать перерывы из-за работы, но всякий раз оторваться было крайне непросто. В итоге я все же закрыл все турниры на золото и прошел 54 задания из 56 на обычных уровнях. Не дались только сбор очков на 400 и 500 тысяч.
Я отдаю себе отчет, что формально игра не имеет особого отношения к Star Wars, но все же рад, что прошел ее в рамках марафона. THPS3 подарила давно забытые эмоции из детства и затянула так, как не затягивал почти ни один из уже пройденных проектов по «Звездным войнам». Отменное творение Neversoft, которое, несмотря на возраст, способно в себя влюбить! Главное — перебороть в себе скепсис и страх и при необходимости дать игре второй шанс.
60. Star Wars: Galactic Battlegrounds (2001) — В далекой-далекой галактике… Age of Empires II
Платформы: Mac OS X, PC
Разработчики: LucasArts Entertainment, Ensemble Studios
К Galactic Battlegrounds у меня особые чувства. Это моя любимая RTS, которую для марафона я прошел уже в четвертый или пятый раз. Я познакомился с ней, когда мне было лет 12-13. У моего школьного друга тогда появился компьютер, а у меня до сих пор была только «Денди». Разумеется, это стало поводом чаще к нему заходить. На летние каникулы друг уехал в деревню, и я стал заглядывать уже к его старшему брату и даже помогать тому на подработке. Вместе с ним мы раздавали листовки обувного магазина у метро, а после шли к нему домой и по очереди играли то в Medieval: Total War, то в Galactic Battlegrounds.
Прошло несколько лет. У меня появилась PlayStation 2 и в какой-то момент (я даже помню, что у меня в тот период в комнате был ремонт) я приобрел диск с Age of Empires II. Запустив ее, я радостно воскликнул: «Да это же клон моей любимой Galactic Battlegrounds! Наконец я смогу поиграть в нечто подобное и на консоли!» Ошибался я только в одном — это Galactic Battlegrounds была клоном AoE2…
Galactic Battlegrounds — это самая что ни на есть классическая RTS того периода, когда жанр цвел и благоухал. Есть четыре типа ресурсов — уголь, еда, руда и кристаллы. Есть рабочие, которые собирают всё это добро, а также строят здания. Есть четыре технологических уровня, переходя на каждый из которых, ты открываешь новых юнитов и улучшения. И есть несколько видов войск — пехота, наземная техника, авиация и флот. Всё вместе это работает настолько хорошо, что сложно не залипнуть. Смотрю сейчас статистику в Steam и вижу 60 наигранных часов за последние 2 недели. Не каждый проект способен меня так затянуть, тем более, повторюсь, Galactic Battlegrounds я проходил уже много раз.
В основной игре 6 кампаний, охватывающих события первого эпизода и классической трилогии. Нам дают поиграть за вуки, гунганов, Торговую Федерацию, Галактическую Империю и, разумеется, Союз повстанцев. Отличия между ними не просто косметические — каждая сторона имеет уникальные особенности, юнитов и улучшения. Например, у Империи дешевле авиация, повстанцы собирают больше еды, гунганы умеют строить подводные убежища и так далее.
Миссии тоже радуют вариативностью. Есть классические по типу «отстрой базу и уничтожь врага». Есть что-то вроде tower defense. Например, в кампании за Империю нужно определенное время защищать генератор щита в битве при Эндоре, пока повстанцы лезут со всех щелей. Или, играя за вуки, надо построить монумент и оборонять его уже от имперцев. Часть миссий напоминает изометрические RPG, пусть и без прокачки. Нам выдают героя и его спутников — ходим, исследуем карту и выполняем квесты. Так, управляя гунганским вождем, надо обойти различные поселения, выполнить просьбу каждого, и тогда все они перейдут на нашу сторону. Есть миссии с упором на авиацию, есть — на флот. Часть заданий проходит в условиях ограниченных ресурсов или юнитов. Скажем, есть крайне хардкорная битва на Набу, где небольшим войском Торговой Федерации надо разнести превосходящих по численности гунганов.
Вообще я из тех, кто играет в RTS довольно неспеша. Сперва я предпочитаю отстроить базу, наладить оборону, исследовать все необходимые улучшения, а уже только потом начинаю собирать армию и идти на врага. Это плохая тактика при игре с живыми оппонентами, поэтому в стратегии я играю исключительно с компом.
С детства у меня есть одна любимая победоносная тактика в Galactic Battlegrounds. Вкачиваю авиацию, строю три и более дорогущих воздушных крейсера, приставляю к ним 15-20 истребителей для охраны и лечу бить оппонентов. Если у них мощная ПВО, подключаю артиллерию. Кстати, иногда противовоздушной обороны нет вовсе. В части миссий запрещают возводить авиабазы, и подразумевается, что играть ты будешь другими видами войск. Вот только крейсеры собираются в крепостях — строишь их и после с наслаждением наблюдаешь, как беспомощные враги мечутся из стороны в сторону, но не могут тебе ничего сделать.
Правда, эта тактика не всегда работает в дополнении Clone Campaigns. Оно вышло за пару дней до фильма «Атака клонов» и посвящено противостоянию Галактической Республики и Конфедерации (поиграть можем за каждую). Такое ощущение, что мозгов у ИИ поприбавилось, и действовать он стал агрессивнее. Да и сами миссии спроектированы… как-то сложнее. Если оригинальные задания я неспеша проходил за пару-тройку часов, то здесь доходило до 9,5 часов на одной карте. То была финальная битва в кампании за Конфедерацию — врагов уйма, ресурсов мало (в какой-то момент они вообще закончились). Спасала лишь бесконечная генерация еды из загонов с животными да космопорт, в котором провизию можно обменять на всё остальное.
Именно в расширении пришлось (и это здорово) менять привычную тактику с воздушными крейсерами. Одну миссию я прошел, захватывая чужие здания джедаями. В других совершал дерзкие вылазки и отстраивал на вражеских территориях крепости. Потом запихивал туда по 20 солдат, в разы повышая огневую мощь зданий, и смотрел, как оппоненты мрут на подходе к моим оборонительным сооружениям.
По отношению к Galactic Battlegrounds я крайне субъективен. Это одна из моих любимейших игр детства и любимая RTS, которую при любом удобном случае я советую всем и каждому. Вот и сейчас я это делаю — поиграйте! Как я писал, для марафона я прошел ее уже в четвертый или пятый раз, но что-то подсказывает мне, что через время я в нее еще вернусь.
Конец двенадцатой части. Продолжение следует…