Вот мы и добрались до конца XX века! Я прошел уже 19-летний путь видеоигровой истории Star Wars и ознакомился с 55 интерактивными проектами по франшизе. Надеюсь, мне хватит сил на оставшиеся 23 года… Ну а пока предлагаю вашему вниманию очередную пятерку игр — парочку для детей, эксклюзив для портативной консоли, а также два «транспортных» экшена: эдакий старворовский Twisted Metal и леталку от авторов Rogue Squadrons.
51. Star Wars: Early Learning Activity Center (2000) — И снова для детей…
Платформы: Windows, Mac
Разработчик: Lucas Learning
Успели соскучиться по играм Lucas Learning? Отлично, тогда вот вам еще одна! Если же вы только подключились к моей рубрике, то поясню — в 1999-2000 гг. вышло подряд аж пять проектов от этой студии, причем их аудиторией являются преимущественно юные создания от 4 лет. Я сделал небольшой перерыв, поиграв в три «взрослых» Star Wars, и вот теперь снова возвращаюсь в детство…
Early Learning Activity Center напоминает все прочие творения Lucas Learning с рисованной графикой, только вот мини-игры тут, кажется, стали еще проще. Завязка такова: на Набу праздник! По какому случаю, не объясняют — то ли гуляют по поводу победы над Торговой Федерацией, то ли еще какая знаменательная дата… Не суть. Празднества идут с размахом сразу в двух крупных городах планеты — в подводном Ото-Гунга и Тиде. В каждом из них игрок может поучаствовать в трех активностях.
Начнем с подводного города. В одном из пузырей мы найдем Джа-Джа, которому надо помочь придумать танец. Эта мини-игра — что-то вроде программирования для самых маленьких. Мы заранее прописываем гунганцу позиции на танцполе и движения, подбираем музыку, а после нажимаем Play. Джа-Джа пускается в пляс по заданному алгоритму, а нам остается только наблюдать.
Вторая активность заключается в том, чтобы сортировать тим (это такие животные) по цветам. Если мы всё сделаем правильно (а ошибиться взрослому можно разве что специально), Босс Насс радостно плюхнется в бассейн-пузырь.
Последняя мини-игра в Ото-Гунга — поиск сокровищ с Оби-Ваном. Ничего сложного тут тоже нет. Отправляемся в одну из пяти подводных пещер, где кликаем по любому морскому существу. После этого голос за кадром скажет что-то в духе: «Мне кажется, сокровище находится под желтой морской звездой». Нажимаешь на звезду — ты молодец. Теперь повторяй то же самое в других пещерах, пока не надоест.
Переносимся наверх, в Тид. Как я и говорил, тут нас тоже ждет три активности. Первая — музыкальная. Нам нужно сочинить мелодию для праздника с помощью дроидов. В отличие от Yoda’s Challenge Activity Center, где похожая головоломка действительно бросала хоть какой-то челлендж, тут все примитивно. Выбираем базовую мелодию, выбираем музыкальный инструмент, а после произвольно водим мышкой по экранной сетке, где каждой области соответствует та или иная нота. Кстати, вид сетки можно менять, причем до вполне причудливых узоров.
Во второй активности надо перекрашивать дроидов. Перед нами 10 малышей по типу R2-D2 — большая часть закрашена, а один-два нет. Наша задача: придать «белым» правильный цвет. И вот покрасил я седьмого по счету дроида, а голос за кадром говорит: «А теперь давай проверим, — и начинает нерасторопно перечислять, — желтый, синий, желтый, синий, желтый, синий, желтый. Верно!» Закрашиваю девятого, снова голос: «А теперь давай проверим, — и снова начинает перечислять, — желтый, синий, желтый, синий, желтый, синий, желтый, синий, желтый. Верно». И так каждый раз, благо хоть пропустить эту болтовню можно.
Но вот последняя активность на фоне остальных просто класс. Мы попадаем в кукольный театр Джа-Джа, где должны придумывать коротенькие истории, а после смотреть, как гунганец разыгрывает их с помощью марионеток на сцене. Мало того, что рассказы можно придумать абсолютно упоротые, так еще и представления будут соответствующими. Потом, конечно, привыкаешь, но поначалу эффект прям очень хорош — настолько, что я смеялся аж в голос. Пример одного из сценариев: «У Дарта Мола была кровать. Он спал на Татуине. Затем он проснулся и приземлился в ванну». Жаль, конечно, вариантов в целом маловато, но веселые 5-10 минут вам обеспечены.
Не знаю, в чем точно причина — в соотношении скорость/качество или целенаправленном снижении возраста ЦА — но если в первые проекты Lucas Learning было более-менее интересно играть и взрослому, а механики в них были довольно оригинальными и не самыми примитивными, то чем дальше, тем геймплей становился всё проще и проще. Что ж, посмотрим, что там будет в их следующем проекте. Он, кстати, идет прямо за этим!
52. Star Wars Math: Jabba’s Game Galaxy (2000) — Азартные игры для самых маленьких
Платформа: Windows
Разработчики: Argonaut Games, Lucas Learning
«Математические» Star Wars отличаются от нескольких предыдущих «Звездных войн» для детей. Во-первых, тут используется довольно симпатичная трехмерная графика, а не мультяшный 2D-стиль. Во-вторых, перед нами не просто сборник мини-игр и головоломок — в Jabba’s Game Galaxy есть даже некая осмысленная цель. По сюжету наш корабль терпит крушение на Татуине, и «добренький» Уотто дружелюбно предлагает помощь. Не за бесплатно, разумеется. Торгаш-тойдарианец готов продать нам детали для нового звездолета, а зарабатывать деньги придется… в азартных играх. Самое то для детей, да!
Первая — свое рода «Очко» или «Блэкджек», только набрать здесь нужно не 21, а 30 (можно и меньше, главное — не больше). Ну а вместо карт тут кубики. Игроки по очереди бросают кости и складывают выпавшие цифры. Причем складывать надо в прямом смысле, то есть печатая нужные числа на клавиатуре — это все-таки математическая игра! Если боитесь перебора, всегда можно сказать «стоп». Я сыграл всего пару раз и в первый выиграл благодаря 30, а второй — из-за перебора у оппонента.
Вторая активность — голошашки с Джаббой. Правила такие же, как в обычных шашках, отличаются только поля (есть три на выбор), количество и расстановка фигур. Пожалуй, эта мини-игра понравилась мне больше всего, но прошел я ее один раз — слишком уж маленькая прибыль для таких времязатрат.
Третья азартная игруля — что-то вроде лото, но не совсем. Из корзины по очереди выпадают шарики с цифрами, а задача игрока: собрать из них число больше или меньше, чем у оппонента. При этом из четырех цифр одну обязательно нужно выкинуть, а три оставить. Уже размещенные шарики переставлять нельзя. Сыграл пару раз, оба выиграл. Навар получился небольшой, так что двинул в четвертое злачное место на карте.
И вот за последней активностью я завис уже на пару часиков. Не потому, что суперувлекательно, а потому, что можно максимально быстро нафармить кредитов на самые топовые запчасти для космического корабля. Перед нами своего рода настолка с полем, поделенным на клетки. Наша задача — собрать 5 цветных фрагментов, решая математические задачки, а после первым добежать до финиша. За один раунд, который длится минут по 10-15, можно получить от 600 до 900 кредитов, что довольно прилично. Правда, если проиграешь, ничего не получишь, но зато ничего и не потеряешь. Кстати, проиграл я аж целых три раза, но исключительно из-за рандома, а не потому, что не могу вычесть единицу из шести.
Накопив кучу кредитов, я отправился в магазин за деталями. И здесь меня ждала интересная особенность — в отличие от 99,9% игр, тут недостаточно кликнуть на кнопку «Купить». Нужно натурально выложить на стол определенную сумму денег, отсчитывая ее по монетке.
Когда все запчасти были куплены, оказалось, что в Star Wars Math есть еще одна мини-игра. Своего рода скролл-шутер, в котором нужно летать меж астероидов и собирать для Уотто всякий хлам, за который он потом платит копеечку.
В теории нужно всё это для того, чтобы накопить на дорогущий гипердвигатель, с помощью которого можно покинуть Татуин. Вот только благодаря настолке он у меня уже был, так что я решил не задерживаться на пустынной планете и убрался восвояси…
53. Star Wars: Demolition (2000) — Vigilante 8 по-старворовски
Платформы: PlayStation, Sega Dreamcast
Разработчик: Luxoflux
Есть такой тип автомобильных экшенов… Не совсем гонки на выживание, так как гнать к финишной черте здесь не надо. Что-то вроде арена-шутера на машинах. Так как я консольщик и сонибой, то наиболее ярким его представителем для меня является Twisted Metal, с которой я познакомился еще на первой соньке. Но была на PS1 и другая относительно популярная серия «автомобильных боевых игр» — Vigilante 8. Вот как раз ее разработчики и выпустили Star Wars: Demolition, причем на том же самом движке.
Наконец мы покидаем приевшуюся «Скрытую угрозу» и переносимся во времена между пятым и шестым эпизодами «Звездных войн». Галактическая Империя из соображений безопасности прикрыла на Татуине гонки на подах, поэтому жадному Джаббе пришлось искать новые способы заработка. И придумал он, молодец какой, подпольные смертельные бои на транспорте. В них мы и будем участвовать!
Всего в Star Wars: Demolition четыре режима. «Бои» — это что-то вроде тренировки, где можно выбрать любого доступного персонажа, любую арену и назначить себе любых врагов (до четырех штук). В «Ставках» примерно то же самое, только сражения идут строго один на один, а между битвами водилы ставят на себя деньги. Кто первым собрал 10 тысяч кредитов, тот и победил. В «Охоте на дроидов» мы за 3 минуты должны уничтожить как можно больше мишеней, причем соревнуемся мы здесь исключительно сами с собой. Но самый интересный режим — это турнир. Выбираем понравившегося персонажа и айда стрелять оппонентов в серии из четырех сражений. Если справимся, нам покажут победный ролик, персональный для каждого водилы. А если умудримся попутно еще и 10 тысяч кредитов набрать, то сможем и нового героя открыть.
Видно, что разработчики старались угодить и новым фанатам «Звездных войн», и старым. Так, в игре представлены чуть ли не все знаковые наземные транспортные средства франшизы — как из первого эпизода, так и из оригинальной трилогии. Например, нам дают порулить танком Торговой Федерации и подом из «Скрытой угрозы», а также классикой вроде АТ-ST или снежного спидера. Сами персонажи в большинстве своем хоть и придуманы специально для игры, но даже тут разрабы врубили фан-сервис. Например, один из водителей — внук Себульбы, что гонял против Энакина на Татуине. Ну и, разумеется, арены — сплошь знакомые места. Тут и Хот, и Набу, и Дагоба, и даже вторая «Звезда Смерти», хотя почему-то и недоступная в режиме турнира.
Но как это всё играется? Если пробовали хотя бы одного представителя жанра, то геймплей вам должен быть знаком. Есть обвешанные оружием «автомобили», аркадная физика, разнообразные арены и куча разбросанных на них усилителей. Задача игрока — остаться единственным живым на поле боя.
Присутствует в игре и несколько тонкостей, без знания которых победить не получится. Например, стрелять из обычного оружия по врагам неэффективно от слова совсем. Поначалу все катки я сливал, но после понял, что если зажать кнопку стрельбы и держать ее какое-то время, у персонажа зарядится персональная ульта. В большинстве случаев это просто какой-то супервыстрел, но есть и интересные примеры. Снежный спидер выпускает трос, которым хватает врага и тащит оного по карте, у Дарта Мола (это один из трех секретных персонажей) активируется двойной световой меч, а уже упомянутый внук Себульбы таранит врагов на огромной скорости.
Техника условно делится на легкую, среднюю и тяжелую. И вот тут налицо дисбаланс, так как играть за «танков» значительно сложнее. Мелкими юркими персонажами можно спокойно летать по арене, копить ульту, и по тебе за это время вряд ли кто попадет. А вот здоровяки собирают все снаряды подряд. Например, за имбового с виду ранкора я только раза с десятого прошел финальный раунд турнира, в то время как легкими бойцами спокойно закрывал всё с первой попытки.
В целом играть было умеренно весело, но не дольше 3-4 часов, что потребовались на прохождение турнира за всех персонажей (заблокированных я открыл читом, так как накопить 10 тысяч в турнире — крайне непростая для «танков» задача). Больше же в Star Wars: Demolition делать нечего, так как другие режимы ничего интересного из себя не представляют.
54. Star Wars Episode I: Obi-Wan’s Adventures (2000) — Единственная ЗВ-игра, где дают пилотировать бонго
Платформа: Game Boy Color
Разработчик: HotGen
Перед нами очередная игра, повторяющая события «Скрытой угрозы», только на этот раз — эксклюзив для портативной консоли Game Boy Color. По внешнему виду и по сути «Приключения Оби-Вана» похожи на Jedi Power Battles для GBA, о которой я рассказывал ранее. Но справедливости ради должен отметить, что портативные «Битвы джедаев» вышли в 2002-м, так что формально это они смахивают на Obi-Wan’s Adventures.
Геймплей и локации для меня до боли знакомы, так как это уже четвертая видеоигровая адаптация первого эпизода, что мне довелось поиграть. Как обычно, все начинается с корабля Торговой Федерации и заканчивается битвой с Дартом Молом. Но есть пара интересных нюансов. Во-первых, все события на Татуине (как и любое упоминание об Энакине) тут вырезаны, и после Набу мы сразу оказываемся в Корусанте. Во-вторых, тут есть уровень, где дают самолично порулить бонго — если что, это такое плавсредство гунганцев. Ни в одной другой игре по «Звездным войнам» такой возможности нет. Но это скорее просто интересный факт, чем реальное достоинство Obi-Wan’s Adventures.
Геймплей предельно простой и, опять же, почти ничем не отличается от Jedi Power Battles для GBA. Нам просто нужно бежать вперед и резать всех подряд световым мечом. Правда, если в «Битвах джедаев» три играбельных персонажа, то здесь мы управляем исключительно Оби-Ваном. Помимо оружия ближнего боя, у героя есть еще бластер и способности Силы. Последними он может как расшвыривать врагов в разные стороны, так и передвигать или уничтожать некоторые предметы, что иногда требуется для решения головоломок.
А вот чего в игре нет, так это ужасных платформинговых сегментов, из-за которых у меня бомбило что в «большой» Jedi Power Battles, что в портативной. Благодаря этому «Приключения Оби-Вана» даже на высоком уровне сложности проходятся довольно быстро и просто, что меня, если честно, только порадовало.
В целом перед нами однотипный и мало чем примечательный экшен. В свое время критики ругали его за плохую графику, из-за которой на маленьком экранчике GBC мало что можно было различить. Но я жаловаться не могу — на эмуляторе для ПК с картинкой никаких проблем не было. А вот от музыки кровь текла из ушей. Хотя рецензенты, наоборот, хвалили ее и говорили, что по меркам Game Boy звучит игра вполне себе хорошо.
55. Star Wars: Battle for Naboo (2000) — Последняя Star Wars XX века
Платформы: Nintendo 64, Windows
Разработчик: Factor 5
Я только-только прошел Battle for Naboo… И пока эмоции еще свежи, мне крайне непросто сдерживаться, чтобы не написать какую-нибудь грубость в адрес игры, разработчиков и их матерей. Если попытаться выразить мысль цензурно, то это просто отвратительный проект, который натурально бесил меня 80% геймплейного времени. Каково же было мое удивление, когда я увидел 84 балла на Metacritic и ознакомился на «Википедии» с лестными отзывами рецензентов. Если вдруг вы тоже любите эту игру, дальше лучше не читайте…
Battle for Naboo — не то спин-офф, не то приквел Rogue Squadron 1998 года. Оба их делала одна и та же студия, Factor 5, и проекты оказались похожи как браться — и по геймплею, и по интерфейсу. Но у «Битвы за Набу» есть два значительных отличия.
Первое — события здесь разворачиваются параллельно «Скрытой угрозе», а не в период классической трилогии. Начинается всё с нападения Торговой Федерации на Набу, а заканчивается космической битвой у станции управления дроидами (это ее взорвал Энакин в фильме). Критики в свое время хвалили сюжет Battle for Naboo, но я совершенно не понимаю за что. Абсолютно банальная история с обязательными предательствами, смертью командира и местью за него. Ни одного хоть сколько-нибудь харизматичного или запоминающегося персонажа, даже имя главного героя пришлось сейчас подсмотреть на вики, а я ведь только-только завершил игру.
Второе отличие. «Разбойная эскадрилья» предлагала участвовать исключительно в воздушных сражениях, а в «Битве за Набу» нам дают повоевать и в небе, и на земле, и даже на воде. Круто? Эх, если бы…
«Какое отзывчивое управление», — писали в обзорах на игру. Я не знаю, возможно, дело в настройках эмулятора Nintendo 64 (я проходил именно эту версию, так как PC Edition у меня не запустилось)… Возможно, дело в геймпаде, так как играл я на относительно дешевом Logitech, а не на DualSence, как раньше. Но управление на контроллере — это трындец. Целиться из наземного транспорта неудобно. Стоит убрать палец с аналога, как перекрестие моментально центрируется, и отключить в настройках это нельзя. Поражать мишени, которые находятся выше или ниже тебя — та еще боль. С «самолетами» не лучше. Пусть автоцентрирования у истребителей и нет, прицел смещается рывками. Я прошел 4 части X-Wing, и нигде такого не было — там всё было плавненько и удобно. А еще иногда не срабатывают повороты, либо срабатывают с задержкой. При этом сам эмуль не тормозил, а частота кадров не проседала. Отдельная боль — сражения в космосе, который совсем не открытый, как в X-Wing, а представляет из себя «аквариум» с невидимыми стенками. Стоит тебе к ним случайно подлететь, как тебя начнет разворачивать. Один раз я, похоже, попал в угол этого «аквариума» — еле из него выбрался.
Так как все события проходят на Набу, то локации не могут похвастаться таким же разнообразием, как в Rogue Squadron. Миссии тоже не шибко вариативные. Мы либо что-то уничтожаем, либо кого-то защищаем. Иногда на время. Есть тут одна прикольная фишка, которой в «Эскадрилье» не было — смена средства передвижения прямо во время задания. То есть летишь сперва на истребителе, а потом пересаживаешься на наземный транспорт — или наоборот. Но всё это заскриптовано, так что пройти «летный участок» на танке, увы, не дадут.
Еще немного о миссиях. Финальный уровень выбесил больше остальных. Атакуем мы с пацанами, значит, станцию управления дроидами на орбите. Большой начальника говорит: «Расхерачьте генераторы какой-то там шняги», — и в заставке показываются, как эти генераторы выглядят. Лады, задание выполнено. Тот же большой начальника говорит: «А теперь разнеси-ка ты генератор щита», и… А ничего. Откуда мне знать, как выглядит этот чертов генератор щита? Радар показывает непонятно на что и только путает, а не помогает. При этом станция огромная, с кучей разрушаемых объектов, всякими трубами, спутниковыми антеннами и прочим. Я потратил минут 20, чтобы перестрелять всё, что только можно было. Результата ноль. Полез на YouTube. Оказалось, генератор щита — это такая серая хреновина, которая вообще никак не выделяется и кажется обычной частью корпуса.
Проект прекрасно приняли что критики, что рядовые геймеры. Если вы из числа тех, кто любит Battle for Naboo, ни в коем случае не хочу задеть ваши чувства, но игра @#$%^.
Конец одиннадцатой части. Продолжение следует…
Автор: Сергей Макеев