«Куй старворсы, пока горячо», — видимо, именно такая установка была у LucasArts во второй половине девяностых. Из пяти игр этой подборки четыре являются сиквелами-триквелами и только одна из них лично мне понравилась. Впрочем, жанровое разнообразие сохранилось.
В статье вы найдете виртуальный тир с живыми актерами, первый 3D-экшен по вселенной, напоминающий jRPG недоквест про Люка Скайуокера, очередную часть летного симулятора X-Wing и игру с 91 баллом на Metacritic. В двух последних, кстати, уже появились сетевые режимы, в то время как все предыдущие Star Wars были исключительно офлайновыми.
26. Star Wars: Rebel Assault II: The Hidden Empire (1995) — Первая FMV-игра по вселенной
Платформы: DOS, Windows, PlayStation, Mac OS
Разработчики: LucasArts, Factor 5 (PS)
Первая Rebel Assault вызвала у меня неоднозначные впечатления, но многое я ей простил, списывая недостатки на возраст. Я надеялся, что сиквел исправит главные недочеты оригинала, но стало только хуже.
Главное отличие The Hidden Empire от предыдущих игр по вселенной — наличие кат-сцен с живыми актерами. Причем на съемках использовали тот же реквизит, что и для фильмов Лукаса, так что с точки зрения картинки вышло весьма аутентично. Вот только на нормальных актеров разработчики, увы, поскупились — мягко говоря, играют они плохо.
В остальном перед нами все такой же тир, только с подтянутой графикой. И вроде бы все нормально, пока дело не доходит до управления транспортом от третьего лица… Такие эпизоды откровенно бесили меня еще и в первой части, но тут неадекватность происходящего перешла все границы. Уже на третьем уровне я застрял. Корабль управляется ужасно что с мыши, что с клавиатуры, что с геймпада, дергаясь из стороны в сторону как сумасшедший. Камера постоянно двигается туда-сюда. Вокруг все темно, куча каких-то труб, которые не облетишь. Я около часа бился над этим уровнем и в итоге смог пройти его только после того, как понизил сложность на минимальную и поставил ограничение в 10 FPS (сама игра рассчитана на 15 FPS). И вот через пару миссий аналогичный уровень, но уже на СИД-истребителе… После такого хочется моментально удалить игру и забыть о ней навсегда.
Никакого удовольствия от Rebel Assault II не получаешь. Сложность неадекватная даже на уровне «Новичок», и чуть ли не каждая вторая миссия проходится с мыслью: «Ну когда ты уже закончишься?» Управление транспортом ужасное, а игра актеров плохая. Никому не рекомендую, даже фанатам. Если же интересно узнать сюжет, проще посмотреть прохождение на YouTube.
27. Star Wars: Shadows of the Empire (1996) — Первый 3D-шутер от третьего лица по «Звездным войнам»
Платформы: Nintendo 64, Windows
Разработчик: LucasArts
В середине 90-х Lucasfilm задумали мультимедийный проект «Звездные войны: Тени Империи». Кроме как поднять бабла, суть его заключалась в том, чтобы осветить события между пятым и шестым эпизодами киносаги. В рамках этого проекта вышли романы, комиксы, игрушки и, собственно, одноименная видеоигра.
Shadows of the Empire задумывалась как стартовый тайтл для Nintendo 64 в Северной Америке. Однако реакции на игру после презентации на Е3 1996 оказались так себе, так что проект отправился на доработку и вышел с задержкой в три месяца. А вот до ПК игра добралась еще спустя примерно год. Так как разработчики уже не были стеснены малыми размерами картриджа N64, то разгулялись на полную — не только улучшили графику и музыку, но и сделали полноценные CGI-ролики вместо статичных картинок с подписями. Что логично, ознакомиться я решил именно с версией для ПК.
Уже которую игру подряд играем мы не за кого-то из знаковых персонажей «Звездных войн», а за малоизвестную личность далекой-далекой галактики. На сей раз — за наемника Даша Рендара. Что примечательно, в одноименных комиксах и романе он играл незначительную роль, тогда как тут является главным действующим лицом. Волею судеб наш герой сперва оказывается втянут в битву при Хоте, а после переживает череду разнообразных приключений — тут и погоня за Бобой Феттом, и роль телохранителя Люка Скайуокера, и миссия по спасению принцессы Леи.
Геймплей тоже разнообразный. Несмотря на то, что большую часть времени перед нами шутер, тут нам еще дают полетать на снежном спидере и самолично скрутить несколько АТ-АТ (реализовано это действительно круто), пострелять из корабельных орудий, погонять по Татуину на свупах (летающих мотоциклах) и попарить меж каньонов на реактивном ранце. Мало того, все уровни можно проходить как от третьего, так и от первого лица — впечатления получаешь действительно разные.
И все бы ничего, если бы не несколько неприятных моментов, которые в значительной мере попортили впечатления от игры. Расскажу, как я на протяжении 8 часов проходил одну-единственную миссию. Да, делал я это на высоком уровне сложности, но тут суть не в этом — именно это задание отлично иллюстрирует основные проблемы проекта.
Представьте себе горный каньон с узкими-узкими тропками. Наша задача — пробраться через кучу врагов и отыскать Боба Фетта. Передвигаться при этом мы можем исключительно по стенкам и исключительно черепашьим шагом. Стоит немного разогнаться на хоть чуть-чуть наклонной поверхности, как наш герой заскользит так, словно скалы сделаны изо льда, залиты маслом и до кучи завалены банановыми кожурками. Еще и гравитация не только на этой планете, но и по всей далекой-далекой галактике чудит. Поэтому прыжки иногда оказываются затяжнее, чем ты планировал. Как следствие, падение в пропасть. А порой и прыгать не нужно — герой с радостью полевитирует в направлении движения, даже просто спускаясь с небольшого порожка за аптечкой. Вместо пополнения жизней с легкостью можно этих самых жизней лишиться.
Туманы здесь похлеще, чем в Сайлент-Хилле. И это касается не только каньонов, но и всей игры. Будь ты на открытой местности или в помещении, видимость сильно ограничена. При этом по непонятным мне причинам периферическое зрение у Даша развито лучше центрального. Впрочем, видимость и ориентация в пространстве осложнены не только ограничениями движка, но и камерой, которая так и норовит показать тебе спину главного героя, а не врага впереди.
Сквозь боль, мучения и падения мы наконец добрались до Боба Фетта. И вот оказывается, что на боссе автоприцел, который хоть как-то выручал до этого, попросту не работает. «Автоаим для нубов», — скажете вы… Вот только целиться здесь мышкой нельзя… То есть нельзя в привычном понимании. Чтобы навести прицел (которого, к слову, нет) на летающего вокруг тебя Бобу, надо зажать отдельную кнопку. При этом, словно в первых Resident Evil, бегать ты не сможешь. И пока ты стоишь на месте и выцеливаешь Бобика, он поливает тебя огнем и ракетами.
Кстати, спустя 8 часов мучений я признал свое поражение и пропустил уровень с помощью читов…
Вы можете сказать, что я слишком строг к игре 1996 года и придираюсь к тому, что раньше было нормой. Я тоже так подумал, но все же интереса ради полез на «Википедию» почитать отзывы тогдашней прессы об игре. Большинство журналистов признало, что первая миссия — битва на Хоте — великолепна. И я под этими словами подписываюсь — скручивать ноги АТ-АТ еще никогда не было так увлекательно. Ну а дальше пошли жалобы на плохое управление, неудобную камеру и в целом посредственный геймплей.
Я и так уже сильно увлекся, но напоследок хочу отметить еще одну деталь. В отзыве на отличную Dark Forces я писал: «Локации [тут] большие и их интересно исследовать. Конечно, они представляют из себя коридоры, но в то же время довольно запутанные и с кучей потайных закутков». Так вот, от всего вышесказанного в Shadows of the Empire остались просто коридоры. На этом всё.
28. Star Wars: Yoda Stories (1997) — Первая ЗВ-игра со случайной генерацией уровней
Платформы: Game Boy Color, Microsoft Windows
Разработчик: LucasArts, Torus Games (Game Boy Color)
События игры разворачиваются между пятым и шестым эпизодами, а главным героем на этот раз выступает не очередной ноунейм, а сам Люк Скайуокер. Он прилетает на Дагоба, чтобы под руководством магистра Йоды стать настоящим джедаем. Но вот беда, то принцессу Лею похитят, то повстанцев об атаке Империи предупредить надо, то у тети Глаши с соседней планеты кошка на дереве застряла — надо отвлекаться от тренировок и лететь снимать. Вот и мотается наш герой по всей далекой-далекой галактике, выполняя поручения всех и вся. Что интересно, у игры нет центрального сюжета, а все задания генерируются случайным образом. Всего есть 15 сценариев, три типа планет и порядка 600 видов «квадратов» (на них поделены карты местности) — из всего этого добра и конструируются миссии.
LucasArts выпустила две версии игры — для ПК в 1997-м и для Game Boy Color в 1999-м. Само собой, версия для компьютеров и выглядит, и звучит лучше. Есть только одна проблема — на современных мониторах игра запускается в малюсеньком окошке, которое на весь экран никак не развернуть. Играть, конечно, можно, но некомфортно. Поэтому в итоге я выбрал и прошел версию для GBC — на эмуляторе хотя бы есть полноэкранный режим и быстрые сохранения.
Как оказалось, различия у версий серьезные. Так, в Yoda Stories для Game Boy не осталось и следа от случайной генерации уровней. Здесь есть все те же 15 сценариев, только идут они в определенной последовательности и разворачиваются на заранее собранных картах (зато версию для GBC хотя бы можно пройти). Сами по себе карты стали меньше, из доступного арсенала пропали гранаты, а также из игры полностью вырезали планету Дагоба.
И вот мы переходим к геймплею. Сейчас может прозвучать грубо, но я бы охарактеризовал эту игру так: недоквест с недобоями, который выглядит словно старенькие jRPG. Поначалу всё и правда напоминает условную двухмерную Final Fantasy — вид сверху, чиби-персонажи, перемещаемся по четырем направлениям и общаемся с NPC. Но понимание, что перед тобой не RPG, приходит достаточно быстро. Ни прокачки, ни адекватных боев здесь нет — есть только беготня и тупое закликивание беспомощных врагов.
Абсолютно все миссии проходят по одинаковому сценарию. Мы прилетаем на одну из трех планет (лесная, снежная или пустынная) и со словами «Ah shit, here we go again» идем искать карту местности на одной из ближайших «клеток». Далее мы оказываемся на побегушках у NPC — первому нужно принести фрукт, за него он даст навигационный компьютер. Второму по счастливой случайности как раз нужен навигационный компьютер, а за него он подарит Люку дрель. С помощью нее вы откопаете еще какую-нибудь хрень, за которую имперский солдат пропустит вас на охраняемую территорию. Почему бы этого солдата просто не убить, непонятно.
Пока вы носитесь шестеркой по карте, вам непременно придется подраться. И бои здесь ужасны. На выбор всего три вида оружия — меч и пара не шибко отличающихся друг от друга бластеров (на ПК еще гранаты) — а враги просто бегают рандомно вокруг ГГ, пока ты вертишься по четырем направлениям и пытаешься их закликать.
Еще в Yoda Stories есть головоломки. Большинство из них примитивные, но есть и такие, которые вводят в ступор. В основном те, что из разряда «догадайся, что вот эта штуковина — интерактивный объект, а не просто часть декорации» (возможно, это только проблема версии для GBC). А в какой-то момент головоломки и вовсе начинают повторяться. Но интересные и оригинальные задачки тут всё же встречаются. Мне особенно запомнился эпизод, где надо было вслепую ориентироваться по зовущему тебя в пещере голосу.
Самое интересное происходит под конец заданий. Финальные части каждого из 15 сценариев уникальны и хоть как-то пытаются раскрыть лор и привнести разнообразие. Но ситуацию это все равно не спасает — большую часть времени играть скучно.
Если существование Yoda Stories на GBC я еще могу как-то понять и принять, то для кого выпускали ПК-версию, я ума не приложу. Выглядит и играется она хуже, чем любая предыдущая Star Wars девяностых. Кстати, в свое время критики этого тоже не поняли и разгромили «Байки Йоды» в пух и прах.
29. Star Wars: X-Wing vs. TIE Fighter (1997) — Первая сетевая Star Wars
Платформа: Windows
Разработчик: Totally Games
Это уже которая разочаровывающая меня Star Wars подряд. Хотя должен признать, что полноценно оценить X-Wing vs. TIE Fighter я всё же не могу. Дело в том, что затачивалась игра под мультиплеер, который сейчас по понятным причинам опробовать нормально не удастся. Если же говорить исключительно об однопользовательском опыте, то он и в подметки не годится отменной Star Wars: TIE Fighter 1994 года.
Базовая механика в третьей части подсерии X-Wing особо не поменялась. Если заглянуть в настройки, то можно заметить, что чуть ли не каждая клавиша на клавиатуре за что-то да отвечает! Это все такой же хардкорный симулятор, в котором надо умело жонглировать энергией, перераспределяя ее между двигателем, лазерами, щитом и лучевым оружием. Но какой бы крутой ни была механика, играть в то же самое в третий раз уже не так весело. Именно поэтому в первую очередь я возлагал большие надежды на интересные миссии и сюжет о противостоянии Альянса и Империи… Надежды не оправдались.
В основной игре кампании нет. Всё, что нам предлагают разработчики — это набор миссий, поделенный на категории. В обучении мы изучаем азы пилотирования, и если вы играли в прошлые части, то ничего нового и увлекательного для себя не найдете. Причем для Альянса и Империи миссии одни и те же — просто меняются корабли. Таким образом, разработчики искусственно затягивают прохождение в два раза. Еще один режим — эдакий мультиплеер с ботами. В нем есть стандартные сетевые дисциплины вроде боя насмерть, командного боя насмерть, уничтожения базы противника, а также отстрела нейтральных ботов на время. И снова: чтобы получить значок «Пройдено» у всех заданий, каждое надо пройти дважды — за обе стороны.
Более-менее интересный режим называется «Боевые действия». Тут 16 оригинальных миссий, каждую из которых можно проходить как за Альянс, так и за Империю. В отличие от других режимов, задачи у сторон здесь разные. Например, если в роли повстанца вам нужно уничтожить имперскую базу, то в шкуре имперца вам уже придется ее защищать. В целом, система все равно ленивая, если вспомнить, что в прошлых частях было несколько десятков оригинальных миссий, к каждой из которых был прописан массивный лорный брифинг. Здесь же описания занимают от силы 2-3 предложения в духе «эти должны уничтожить/защитить то-то, а другие должны им помешать». Еще и с балансом проблемы. Не один раз было, что за одну из сторон я на «нормале» закрывал задание за пару-тройку минут, а за других эту же миссию проходил на легком уровне сложности попытки с 5-10-й — а иногда и вовсе не проходил.
Вдобавок впечатления портят технические проблемы. Если прошлые две части запускались в стиме через эмулятор DOS, и проблем с ними никаких не было, то X-Wing vs. TIE Fighter работает уже чисто в винде. Результат — постоянные вылеты, которые особенно обидны перед самым завершением миссий. Либо игра перед запуском ни с того ни с сего может потребовать установить DirectX, а после выдать ошибку, что установка невозможна. Либо звук в бою пропадет, и ты перестанешь слышать летящие в тебя ракеты и сообщения по радио…
Еще у игры есть дополнение Balance of Power. Помимо того, что оно добавляет в вышеназванные режимы новые миссии и задачи, DLC привносит и полноценную однопользовательскую кампанию. Даже две — за Альянс и Империю. Но должен признать, что и от них у меня остались крайне негативные впечатления. Во-первых, Balance of Power лишена баланса. Даже на «нормале» некоторые миссии проходились по часу, а то и дольше, тогда как в TIE Fighter весь основной сюжет я с комфортом закрыл на «харде». Одно задание и вовсе натурально вывело меня из себя — чтобы его пройти, мне потребовалось больше трех часов, причем на «изи» результаты у меня получались даже хуже. Словно тупели не враги, а мои напарники.
Вторая проблема дополнения — от былой атмосферы не осталось и следа. Если в предыдущей TIE Fighter ты вылетал на задания с головного корабля, а инструктажи тебе проводили офицер и тайный агент императора, то тут тебе дают просто кусок текста в меню. Ты уже не какой-то конкретный пилот, который выслуживается перед Альянсом или Империей, завоевывает награды и почет — ты обычный статист.
Я забросил игру, так и не пройдя полностью даже одной кампании. Она не приносит удовольствия, а раздражает сложностью и отсутствием баланса. В целом же я убил на X-Wing vs. TIE Fighter 62 часа, о чем сожалею.
P. S. Все скриншоты я взял со стима, так как F12 в игре не работает, PrntScr сворачивал приложение, а устанавливать Fraps мне было лень.
30. Star Wars Jedi Knight: Dark Forces II (1997) — Первые ЗВ с моральным выбором
Платформа: Windows
Разработчик: LucasArts
После череды разочаровавших меня игр по «Звездным войнам» я с некоторой опаской садился за «Рыцаря-джедая». Рад признать, что опасения были напрасны, а Dark Forces II оказалась не просто хорошей, но во многом оригинальной как для проектов по линейке Star Wars, так и для экшенов того времени в целом.
Это первая игра по ЗВ, рассказывающая, что произошло после шестого эпизода киносаги. Да, сейчас события Dark Forces II уже не канон, но тем интереснее сравнить «как тогда» и «как сейчас». Итак, прошел год с событий «Возвращения джедая». Палпатин и Вейдер мертвы, а, как известно, свято место пусто не бывает. На сцене объявляется группа темных джедаев во главе с неким Джереком — именно он и сплачивает вокруг себя оставшиеся имперские силы. Ну а чтобы стать всемогущим правителем всея галактики, ему необходимо найти легендарную Долину джедаев.
Главным героем вновь является Кайл Катарн, с которым впервые мы познакомились в оригинальной Dark Forces. Так получилось, что именно Джерек и его шайка убили папу Кайла, вдобавок в доме Катарна старшего припрятана карта, ведущая к той самой Долине джедаев. Как понимаете, противостояние неизбежно, и именно нам придется положить конец банде узурпаторов. История проста как табурет, но для «Звездных войн» это скорее традиция, чем что-то из ряда вон выходящее.
Как и в Rebel Assault II, сюжет подается через ролики с живыми актерами. Их игра всё так же далека от идеальной, но восприятию это не мешает, смотреть приятно. Кстати, это единственная игра в серии с почти часом живого видео.
Dark Forces II начинается как обычный FPS второй половины девяностых (режим от третьего лица тут тоже есть, но для стрельбы он неудобен). И первое, что бросается в глаза — перед нами уже не клон DOOM, как было в первой части. Теперь мы управляем не просто камерой с пушками, а именно что трехмерным персонажем, и это чувствуется — Кайл передвигается немного иначе, чуть реалистичнее. Враги же перестали быть спрайтами и тоже обзавелись трехмерными модельками. Первые несколько уровней ты просто бегаешь и стреляешь, и тут вдруг выясняется, что Jedi Knight…
…это первые «Звездные войны», где можно поиграть за джедая, не являющегося Люком Скайуокером. В доме отца Кайл находит световой меч, и с этого момента в геймплей постоянно начинают добавляться новые умения, связанные с Силой. Постепенно герой учится быстрее бегать, выше прыгать, притягивать к себе предметы и видеть невидимое. Кроме того, в обучении джедайскому ремеслу есть еще парочка интересных моментов…
Jedi Knight — это первая игра по Star Wars с прокачкой. Проходя уровни и находя секреты, мы получаем очки Силы, которые можем распределять между способностями. Современного игрока этим не удивить — сейчас чуть ли не в каждом первом экшене есть элементы RPG — но игра-то вышла в 1997-м! В общем, моё уважение разработчикам.
А еще Dark Forces II — это первая игра по ЗВ, где мы можем выбирать между светлой и темной стороной Силы. И это действительно круто! Надоело быть добреньким и спасать мир? Сей хаос и убивай всех подряд. От твоего поведения будут зависеть не только ход истории и концовка, но и набор способностей. Если у светлых джедаев умения в основном защитные — лечение, ослепление, невидимость, непробиваемое поле — то темные предпочитают агрессивный подход: раскидывают врагов, душат их, обжигают и, конечно, пафосно пускают молнии.
Star Wars Jedi Knight: Dark Forces II — это пример отменной игры по «Звездным войнам», правда, с поправкой на время. Сейчас она вряд ли удивит искушенного игрока, но в 1997-м ее встретили на ура. В этот проект можно играть так, как ты хочешь — от первого или от третьего лица, как в шутер или как в экшен со световым мечом, как герой или как злодей. А еще тут был мультиплеер! Всё это помогло Dark Forces II стать второй самой высокооцененной игрой по Star Wars на Metacritic. Угадаете, что находится на первом месте? 😉
Конец шестой части. Продолжение следует…
Автор: Сергей Макеев