Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 6 (1995—1997)

Star Wars Jedi Knight: Dark Forces II (1997)

«Куй старворсы, пока горячо», — видимо, именно такая установка была у LucasArts во второй половине девяностых. Из пяти игр этой подборки четыре являются сиквелами-триквелами и только одна из них лично мне понравилась. Впрочем, жанровое разнообразие сохранилось.

В статье вы найдете виртуальный тир с живыми актерами, первый 3D-экшен по вселенной, напоминающий jRPG недоквест про Люка Скайуокера, очередную часть летного симулятора X-Wing и игру с 91 баллом на Metacritic. В двух последних, кстати, уже появились сетевые режимы, в то время как все предыдущие Star Wars были исключительно офлайновыми.

26. Star Wars: Rebel Assault II: The Hidden Empire (1995) — Первая FMV-игра по вселенной

Платформы: DOS, Windows, PlayStation, Mac OS

Разработчики: LucasArts, Factor 5 (PS)

Прохождение версии для PlayStation

Первая Rebel Assault вызвала у меня неоднозначные впечатления, но многое я ей простил, списывая недостатки на возраст. Я надеялся, что сиквел исправит главные недочеты оригинала, но стало только хуже.

Главное отличие The Hidden Empire от предыдущих игр по вселенной — наличие кат-сцен с живыми актерами. Причем на съемках использовали тот же реквизит, что и для фильмов Лукаса, так что с точки зрения картинки вышло весьма аутентично. Вот только на нормальных актеров разработчики, увы, поскупились — мягко говоря, играют они плохо.


В остальном перед нами все такой же тир, только с подтянутой графикой. И вроде бы все нормально, пока дело не доходит до управления транспортом от третьего лица… Такие эпизоды откровенно бесили меня еще и в первой части, но тут неадекватность происходящего перешла все границы. Уже на третьем уровне я застрял. Корабль управляется ужасно что с мыши, что с клавиатуры, что с геймпада, дергаясь из стороны в сторону как сумасшедший. Камера постоянно двигается туда-сюда. Вокруг все темно, куча каких-то труб, которые не облетишь. Я около часа бился над этим уровнем и в итоге смог пройти его только после того, как понизил сложность на минимальную и поставил ограничение в 10 FPS (сама игра рассчитана на 15 FPS). И вот через пару миссий аналогичный уровень, но уже на СИД-истребителе… После такого хочется моментально удалить игру и забыть о ней навсегда.

Наконец-то финал!

Никакого удовольствия от Rebel Assault II не получаешь. Сложность неадекватная даже на уровне «Новичок», и чуть ли не каждая вторая миссия проходится с мыслью: «Ну когда ты уже закончишься?» Управление транспортом ужасное, а игра актеров плохая. Никому не рекомендую, даже фанатам. Если же интересно узнать сюжет, проще посмотреть прохождение на YouTube.

27. Star Wars: Shadows of the Empire (1996) — Первый 3D-шутер от третьего лица по «Звездным войнам»

Платформы: Nintendo 64, Windows

Разработчик: LucasArts

В середине 90-х Lucasfilm задумали мультимедийный проект «Звездные войны: Тени Империи». Кроме как поднять бабла, суть его заключалась в том, чтобы осветить события между пятым и шестым эпизодами киносаги. В рамках этого проекта вышли романы, комиксы, игрушки и, собственно, одноименная видеоигра.

Shadows of the Empire задумывалась как стартовый тайтл для Nintendo 64 в Северной Америке. Однако реакции на игру после презентации на Е3 1996 оказались так себе, так что проект отправился на доработку и вышел с задержкой в три месяца. А вот до ПК игра добралась еще спустя примерно год. Так как разработчики уже не были стеснены малыми размерами картриджа N64, то разгулялись на полную — не только улучшили графику и музыку, но и сделали полноценные CGI-ролики вместо статичных картинок с подписями. Что логично, ознакомиться я решил именно с версией для ПК.

Бахнувшему пельменей Люку явно тесновато в рамках отведенного ему пространства. Увы, ролики в ПК-версии под разрешение экрана не растягиваются

Уже которую игру подряд играем мы не за кого-то из знаковых персонажей «Звездных войн», а за малоизвестную личность далекой-далекой галактики. На сей раз — за наемника Даша Рендара. Что примечательно, в одноименных комиксах и романе он играл незначительную роль, тогда как тут является главным действующим лицом. Волею судеб наш герой сперва оказывается втянут в битву при Хоте, а после переживает череду разнообразных приключений — тут и погоня за Бобой Феттом, и роль телохранителя Люка Скайуокера, и миссия по спасению принцессы Леи.

Геймплей тоже разнообразный. Несмотря на то, что большую часть времени перед нами шутер, тут нам еще дают полетать на снежном спидере и самолично скрутить несколько АТ-АТ (реализовано это действительно круто), пострелять из корабельных орудий, погонять по Татуину на свупах (летающих мотоциклах) и попарить меж каньонов на реактивном ранце. Мало того, все уровни можно проходить как от третьего, так и от первого лица — впечатления получаешь действительно разные.

Road Rash по-старворовски

И все бы ничего, если бы не несколько неприятных моментов, которые в значительной мере попортили впечатления от игры. Расскажу, как я на протяжении 8 часов проходил одну-единственную миссию. Да, делал я это на высоком уровне сложности, но тут суть не в этом — именно это задание отлично иллюстрирует основные проблемы проекта.

Чтобы проще было представлять

Представьте себе горный каньон с узкими-узкими тропками. Наша задача — пробраться через кучу врагов и отыскать Боба Фетта. Передвигаться при этом мы можем исключительно по стенкам и исключительно черепашьим шагом. Стоит немного разогнаться на хоть чуть-чуть наклонной поверхности, как наш герой заскользит так, словно скалы сделаны изо льда, залиты маслом и до кучи завалены банановыми кожурками. Еще и гравитация не только на этой планете, но и по всей далекой-далекой галактике чудит. Поэтому прыжки иногда оказываются затяжнее, чем ты планировал. Как следствие, падение в пропасть. А порой и прыгать не нужно — герой с радостью полевитирует в направлении движения, даже просто спускаясь с небольшого порожка за аптечкой. Вместо пополнения жизней с легкостью можно этих самых жизней лишиться.

Туманы здесь похлеще, чем в Сайлент-Хилле. И это касается не только каньонов, но и всей игры. Будь ты на открытой местности или в помещении, видимость сильно ограничена. При этом по непонятным мне причинам периферическое зрение у Даша развито лучше центрального. Впрочем, видимость и ориентация в пространстве осложнены не только ограничениями движка, но и камерой, которая так и норовит показать тебе спину главного героя, а не врага впереди.

А вот и Боби!

Сквозь боль, мучения и падения мы наконец добрались до Боба Фетта. И вот оказывается, что на боссе автоприцел, который хоть как-то выручал до этого, попросту не работает. «Автоаим для нубов», — скажете вы… Вот только целиться здесь мышкой нельзя… То есть нельзя в привычном понимании. Чтобы навести прицел (которого, к слову, нет) на летающего вокруг тебя Бобу, надо зажать отдельную кнопку. При этом, словно в первых Resident Evil, бегать ты не сможешь. И пока ты стоишь на месте и выцеливаешь Бобика, он поливает тебя огнем и ракетами.

Кстати, спустя 8 часов мучений я признал свое поражение и пропустил уровень с помощью читов…

Вы можете сказать, что я слишком строг к игре 1996 года и придираюсь к тому, что раньше было нормой. Я тоже так подумал, но все же интереса ради полез на «Википедию» почитать отзывы тогдашней прессы об игре. Большинство журналистов признало, что первая миссия — битва на Хоте — великолепна. И я под этими словами подписываюсь — скручивать ноги АТ-АТ еще никогда не было так увлекательно. Ну а дальше пошли жалобы на плохое управление, неудобную камеру и в целом посредственный геймплей.

Скручиваем АТ-АТ

Я и так уже сильно увлекся, но напоследок хочу отметить еще одну деталь. В отзыве на отличную Dark Forces я писал: «Локации [тут] большие и их интересно исследовать. Конечно, они представляют из себя коридоры, но в то же время довольно запутанные и с кучей потайных закутков». Так вот, от всего вышесказанного в Shadows of the Empire остались просто коридоры. На этом всё.

28. Star Wars: Yoda Stories (1997) — Первая ЗВ-игра со случайной генерацией уровней

Платформы: Game Boy Color, Microsoft Windows

Разработчик: LucasArts, Torus Games (Game Boy Color)

События игры разворачиваются между пятым и шестым эпизодами, а главным героем на этот раз выступает не очередной ноунейм, а сам Люк Скайуокер. Он прилетает на Дагоба, чтобы под руководством магистра Йоды стать настоящим джедаем. Но вот беда, то принцессу Лею похитят, то повстанцев об атаке Империи предупредить надо, то у тети Глаши с соседней планеты кошка на дереве застряла — надо отвлекаться от тренировок и лететь снимать. Вот и мотается наш герой по всей далекой-далекой галактике, выполняя поручения всех и вся. Что интересно, у игры нет центрального сюжета, а все задания генерируются случайным образом. Всего есть 15 сценариев, три типа планет и порядка 600 видов «квадратов» (на них поделены карты местности) — из всего этого добра и конструируются миссии.

LucasArts выпустила две версии игры — для ПК в 1997-м и для Game Boy Color в 1999-м. Само собой, версия для компьютеров и выглядит, и звучит лучше. Есть только одна проблема — на современных мониторах игра запускается в малюсеньком окошке, которое на весь экран никак не развернуть. Играть, конечно, можно, но некомфортно. Поэтому в итоге я выбрал и прошел версию для GBC — на эмуляторе хотя бы есть полноэкранный режим и быстрые сохранения.

Как оказалось, различия у версий серьезные. Так, в Yoda Stories для Game Boy не осталось и следа от случайной генерации уровней. Здесь есть все те же 15 сценариев, только идут они в определенной последовательности и разворачиваются на заранее собранных картах (зато версию для GBC хотя бы можно пройти). Сами по себе карты стали меньше, из доступного арсенала пропали гранаты, а также из игры полностью вырезали планету Дагоба.

И вот мы переходим к геймплею. Сейчас может прозвучать грубо, но я бы охарактеризовал эту игру так: недоквест с недобоями, который выглядит словно старенькие jRPG. Поначалу всё и правда напоминает условную двухмерную Final Fantasy — вид сверху, чиби-персонажи, перемещаемся по четырем направлениям и общаемся с NPC. Но понимание, что перед тобой не RPG, приходит достаточно быстро. Ни прокачки, ни адекватных боев здесь нет — есть только беготня и тупое закликивание беспомощных врагов.

Мой любимый момент в игре: Люк украл у простого фермера из-под подушки 10000 кредитов и на них подкупил имперского офицера. Поступок, достойный истинного джедая!

Абсолютно все миссии проходят по одинаковому сценарию. Мы прилетаем на одну из трех планет (лесная, снежная или пустынная) и со словами «Ah shit, here we go again» идем искать карту местности на одной из ближайших «клеток». Далее мы оказываемся на побегушках у NPC — первому нужно принести фрукт, за него он даст навигационный компьютер. Второму по счастливой случайности как раз нужен навигационный компьютер, а за него он подарит Люку дрель. С помощью нее вы откопаете еще какую-нибудь хрень, за которую имперский солдат пропустит вас на охраняемую территорию. Почему бы этого солдата просто не убить, непонятно.

Пока вы носитесь шестеркой по карте, вам непременно придется подраться. И бои здесь ужасны. На выбор всего три вида оружия — меч и пара не шибко отличающихся друг от друга бластеров (на ПК еще гранаты) — а враги просто бегают рандомно вокруг ГГ, пока ты вертишься по четырем направлениям и пытаешься их закликать.

Эпичный бой с черепахами (ПК)

Еще в Yoda Stories есть головоломки. Большинство из них примитивные, но есть и такие, которые вводят в ступор. В основном те, что из разряда «догадайся, что вот эта штуковина — интерактивный объект, а не просто часть декорации» (возможно, это только проблема версии для GBC). А в какой-то момент головоломки и вовсе начинают повторяться. Но интересные и оригинальные задачки тут всё же встречаются. Мне особенно запомнился эпизод, где надо было вслепую ориентироваться по зовущему тебя в пещере голосу.

Единственный момент, когда мне пришлось искать подсказку на YouTube. Оказалось, что вот та слегка отличающаяся по цвету часть горы — это спуск вниз

Самое интересное происходит под конец заданий. Финальные части каждого из 15 сценариев уникальны и хоть как-то пытаются раскрыть лор и привнести разнообразие. Но ситуацию это все равно не спасает — большую часть времени играть скучно.

Если существование Yoda Stories на GBC я еще могу как-то понять и принять, то для кого выпускали ПК-версию, я ума не приложу. Выглядит и играется она хуже, чем любая предыдущая Star Wars девяностых. Кстати, в свое время критики этого тоже не поняли и разгромили «Байки Йоды» в пух и прах.

29. Star Wars: X-Wing vs. TIE Fighter (1997) — Первая сетевая Star Wars

Платформа: Windows

Разработчик: Totally Games

Это уже которая разочаровывающая меня Star Wars подряд. Хотя должен признать, что полноценно оценить X-Wing vs. TIE Fighter я всё же не могу. Дело в том, что затачивалась игра под мультиплеер, который сейчас по понятным причинам опробовать нормально не удастся. Если же говорить исключительно об однопользовательском опыте, то он и в подметки не годится отменной Star Wars: TIE Fighter 1994 года.

Базовая механика в третьей части подсерии X-Wing особо не поменялась. Если заглянуть в настройки, то можно заметить, что чуть ли не каждая клавиша на клавиатуре за что-то да отвечает! Это все такой же хардкорный симулятор, в котором надо умело жонглировать энергией, перераспределяя ее между двигателем, лазерами, щитом и лучевым оружием. Но какой бы крутой ни была механика, играть в то же самое в третий раз уже не так весело. Именно поэтому в первую очередь я возлагал большие надежды на интересные миссии и сюжет о противостоянии Альянса и Империи… Надежды не оправдались.

Кат-сцены в X-Wing vs. TIE Fighter — большая редкость

В основной игре кампании нет. Всё, что нам предлагают разработчики — это набор миссий, поделенный на категории. В обучении мы изучаем азы пилотирования, и если вы играли в прошлые части, то ничего нового и увлекательного для себя не найдете. Причем для Альянса и Империи миссии одни и те же — просто меняются корабли. Таким образом, разработчики искусственно затягивают прохождение в два раза. Еще один режим — эдакий мультиплеер с ботами. В нем есть стандартные сетевые дисциплины вроде боя насмерть, командного боя насмерть, уничтожения базы противника, а также отстрела нейтральных ботов на время. И снова: чтобы получить значок «Пройдено» у всех заданий, каждое надо пройти дважды — за обе стороны.

Более-менее интересный режим называется «Боевые действия». Тут 16 оригинальных миссий, каждую из которых можно проходить как за Альянс, так и за Империю. В отличие от других режимов, задачи у сторон здесь разные. Например, если в роли повстанца вам нужно уничтожить имперскую базу, то в шкуре имперца вам уже придется ее защищать. В целом, система все равно ленивая, если вспомнить, что в прошлых частях было несколько десятков оригинальных миссий, к каждой из которых был прописан массивный лорный брифинг. Здесь же описания занимают от силы 2-3 предложения в духе «эти должны уничтожить/защитить то-то, а другие должны им помешать». Еще и с балансом проблемы. Не один раз было, что за одну из сторон я на «нормале» закрывал задание за пару-тройку минут, а за других эту же миссию проходил на легком уровне сложности попытки с 5-10-й — а иногда и вовсе не проходил.

Игра стала заметно красивее предшественницы — этого у нее не отнять

Вдобавок впечатления портят технические проблемы. Если прошлые две части запускались в стиме через эмулятор DOS, и проблем с ними никаких не было, то X-Wing vs. TIE Fighter работает уже чисто в винде. Результат — постоянные вылеты, которые особенно обидны перед самым завершением миссий. Либо игра перед запуском ни с того ни с сего может потребовать установить DirectX, а после выдать ошибку, что установка невозможна. Либо звук в бою пропадет, и ты перестанешь слышать летящие в тебя ракеты и сообщения по радио…

Еще у игры есть дополнение Balance of Power. Помимо того, что оно добавляет в вышеназванные режимы новые миссии и задачи, DLC привносит и полноценную однопользовательскую кампанию. Даже две — за Альянс и Империю. Но должен признать, что и от них у меня остались крайне негативные впечатления. Во-первых, Balance of Power лишена баланса. Даже на «нормале» некоторые миссии проходились по часу, а то и дольше, тогда как в TIE Fighter весь основной сюжет я с комфортом закрыл на «харде». Одно задание и вовсе натурально вывело меня из себя — чтобы его пройти, мне потребовалось больше трех часов, причем на «изи» результаты у меня получались даже хуже. Словно тупели не враги, а мои напарники.

Справедливости ради должен отметить, что пользовательские оценки у игры все же высокие. На Metacritic у нее 89%, а в Steam — 79%. Так что это я тут ворчу и всем недоволен, а другим нравится…

Вторая проблема дополнения — от былой атмосферы не осталось и следа. Если в предыдущей TIE Fighter ты вылетал на задания с головного корабля, а инструктажи тебе проводили офицер и тайный агент императора, то тут тебе дают просто кусок текста в меню. Ты уже не какой-то конкретный пилот, который выслуживается перед Альянсом или Империей, завоевывает награды и почет — ты обычный статист.

Я забросил игру, так и не пройдя полностью даже одной кампании. Она не приносит удовольствия, а раздражает сложностью и отсутствием баланса. В целом же я убил на X-Wing vs. TIE Fighter 62 часа, о чем сожалею.

P. S. Все скриншоты я взял со стима, так как F12 в игре не работает, PrntScr сворачивал приложение, а устанавливать Fraps мне было лень.

30. Star Wars Jedi Knight: Dark Forces II (1997) — Первые ЗВ с моральным выбором

Платформа: Windows

Разработчик: LucasArts

После череды разочаровавших меня игр по «Звездным войнам» я с некоторой опаской садился за «Рыцаря-джедая». Рад признать, что опасения были напрасны, а Dark Forces II оказалась не просто хорошей, но во многом оригинальной как для проектов по линейке Star Wars, так и для экшенов того времени в целом.

Это первая игра по ЗВ, рассказывающая, что произошло после шестого эпизода киносаги. Да, сейчас события Dark Forces II уже не канон, но тем интереснее сравнить «как тогда» и «как сейчас». Итак, прошел год с событий «Возвращения джедая». Палпатин и Вейдер мертвы, а, как известно, свято место пусто не бывает. На сцене объявляется группа темных джедаев во главе с неким Джереком — именно он и сплачивает вокруг себя оставшиеся имперские силы. Ну а чтобы стать всемогущим правителем всея галактики, ему необходимо найти легендарную Долину джедаев.

Главным героем вновь является Кайл Катарн, с которым впервые мы познакомились в оригинальной Dark Forces. Так получилось, что именно Джерек и его шайка убили папу Кайла, вдобавок в доме Катарна старшего припрятана карта, ведущая к той самой Долине джедаев. Как понимаете, противостояние неизбежно, и именно нам придется положить конец банде узурпаторов. История проста как табурет, но для «Звездных войн» это скорее традиция, чем что-то из ряда вон выходящее.

https://youtu.be/GzzgLnilJBA?list=PLw67jghLdKDCWuDVhjiICJcB9GAzX59xc

Как и в Rebel Assault II, сюжет подается через ролики с живыми актерами. Их игра всё так же далека от идеальной, но восприятию это не мешает, смотреть приятно. Кстати, это единственная игра в серии с почти часом живого видео.

Этот приятель буквально стоит одной ногой в могиле

Dark Forces II начинается как обычный FPS второй половины девяностых (режим от третьего лица тут тоже есть, но для стрельбы он неудобен). И первое, что бросается в глаза — перед нами уже не клон DOOM, как было в первой части. Теперь мы управляем не просто камерой с пушками, а именно что трехмерным персонажем, и это чувствуется — Кайл передвигается немного иначе, чуть реалистичнее. Враги же перестали быть спрайтами и тоже обзавелись трехмерными модельками. Первые несколько уровней ты просто бегаешь и стреляешь, и тут вдруг выясняется, что Jedi Knight…

…это первые «Звездные войны», где можно поиграть за джедая, не являющегося Люком Скайуокером. В доме отца Кайл находит световой меч, и с этого момента в геймплей постоянно начинают добавляться новые умения, связанные с Силой. Постепенно герой учится быстрее бегать, выше прыгать, притягивать к себе предметы и видеть невидимое. Кроме того, в обучении джедайскому ремеслу есть еще парочка интересных моментов…

Самая раздражающая и сложная битва за всю игру. Этого гоблина-ситха мне удалось победить только суперджедайской способностью под названием «Чит на бессмертие»

Jedi Knight — это первая игра по Star Wars с прокачкой. Проходя уровни и находя секреты, мы получаем очки Силы, которые можем распределять между способностями. Современного игрока этим не удивить — сейчас чуть ли не в каждом первом экшене есть элементы RPG — но игра-то вышла в 1997-м! В общем, моё уважение разработчикам.

А еще Dark Forces II — это первая игра по ЗВ, где мы можем выбирать между светлой и темной стороной Силы. И это действительно круто! Надоело быть добреньким и спасать мир? Сей хаос и убивай всех подряд. От твоего поведения будут зависеть не только ход истории и концовка, но и набор способностей. Если у светлых джедаев умения в основном защитные — лечение, ослепление, невидимость, непробиваемое поле — то темные предпочитают агрессивный подход: раскидывают врагов, душат их, обжигают и, конечно, пафосно пускают молнии.

Порой приходится долго бегать по большим локациям, чтобы заметить нужную кнопочку среди кучи других кнопочек или отыскать запрятанное отверстие, которое, оказывается, надо еще и мечом прорубить

Star Wars Jedi Knight: Dark Forces II — это пример отменной игры по «Звездным войнам», правда, с поправкой на время. Сейчас она вряд ли удивит искушенного игрока, но в 1997-м ее встретили на ура. В этот проект можно играть так, как ты хочешь — от первого или от третьего лица, как в шутер или как в экшен со световым мечом, как герой или как злодей. А еще тут был мультиплеер! Всё это помогло Dark Forces II стать второй самой высокооцененной игрой по Star Wars на Metacritic. Угадаете, что находится на первом месте? 😉

Конец шестой части. Продолжение следует…

Автор: Сергей Макеев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *