Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 4 (1992—1993)

Star Wars: Rebel Assault (1993)

Мой марафон по Star Wars продолжается.

Кажется, в начале девяностых LucasArts узнала о слове «конвейер». Иначе как объяснить, что в одном только 1993 году вышло аж пять игр по франшизе?

Конкретно в этой подборке вас ждут два красочных и хардкорных Run and gun для SNES, а также целых три «леталки» — симулятор, аркада и рельсовый шутер.

16. Super Star Wars (1992) — Первая игра, где можно поиграть за Чубакку

Платформы: Super NES, Wii (Virtual Console), PlayStation 4, PlayStation Vita

Разработчики: Sculptured Software, LucasArts, Code Mystics (PS4/Vita)

Моё уважение Sculptured Software и LucasArts — они решили не переносить игру по «Новой надежде» с NES на SNES, а сделать полноценную некстген-версию с нуля.

Играется Super Star Wars совсем иначе, нежели ее старшая сестра с NES — а все благодаря тому, что поменялся жанр. Теперь это не 2D-платформер, а Run and gun (забавно, что при этом герои НЕ умеют одновременно стрелять и бежать). Геймплей стал в каком-то смысле проще, так как основной упор сделан на стрельбе, а уровни стали исключительно прямолинейными. Но все это компенсируется потрясающими графикой и спецэффектами.

Как и подобает играм жанра, перед нами аттракцион, где постоянно что-то взрывается, а враги в прямом смысле слова сыплются с неба. Общая динамика возросла еще и благодаря тому, что в целом игра легче, нежели на NES. Правда, появились боссы, и некоторые из них дают прикурить. Особенно тяжко мне дался мутант в баре.

Люк на Татуине

Как и в версии для NES, тут три главных героя, только вместо Леи — Чубакка. У Люка маленький запас жизней, зато есть световой меч, у Хана прерываемый подкат и среднее здоровье, ну а Чубакка просто «танк». Переключаться между ними можно не в любой момент, как раньше, а лишь в начале уровня или после смерти. А еще, как и в «дендевской» версии, пешие забеги здесь разбавляют покатушки на лендспидере и полеты на крестокрыле в финале.

Может быть, Super Star Wars и стала менее разнообразной в плане геймплея, но она берет другим — яркостью, динамикой, приятной 2D-графикой. И чтобы полюбоваться всем этим, можно даже не возиться с эмуляторами — игра доступна и на PlayStation 4!

17. Super Star Wars: The Empire Strikes Back (1993)

Платформы: Super NES, Wii (Virtual Console)

Разработчики: Sculptured Software, LucasArts

The Empire Strikes Back — это прямое продолжение Super Star Wars с SNES, и впечатления у меня от него преимущественно негативные.

Один из самых популярных комментариев под видео: «Детишки в наши дни думают, что Dark Souls сложная? Попробуйте поиграть в это. Игра чертовски трудна». Подписываюсь

Во-первых, это крайне ленивый сиквел. Тут те же герои, то же оружие, тот же интерфейс, даже та же суперка (взрывающий всех вокруг детонатор). Если выражаться современными терминами, это скорее DLC к оригиналу, добавляющее новые декорации. Напомню, на NES «Новая надежда» и «Империя» отличаются кардинально и ощущаются действительно как две разных игры.

Как и предшественница, The Empire Strikes Back — это игра в жанре Run and gun. Ура, в этой части разработчики наконец добавили возможность действительно бежать и стрелять одновременно, но сделали это плохо. На миллисекунду отпусти крестовину или прыгни — персонаж встанет как вкопанный. Поясню на примере: зажал ты кнопку стрельбы и бежишь вперед, и вот тебе надо резко сменить направление. Но нет, персонаж не побежит в другую сторону, он просто застынет. Аналогично с прыжками — после приземления стреляющий персонаж останавливается. Динамика и маневренность у героев никакие. И на дату выхода не спишешь — Contra вышла на 6 лет раньше.

Сложность возросла в разы — и это главная претензия. Если оригинал я более-менее комфортно прошел на максималке, то здесь уже на «нормале» у меня пригорало почти на каждом уровне. И это с учетом того, что я пользовался быстрыми сохранениями. Враги возрождаются ежесекундно. Только ты убил гада, отошел, а он уже воскрес за экраном и снова в тебя стреляет. Развернулся, чтобы еще раз его пристрелить — у тебя за спиной воскрес другой вражина.

Ладно, кое-что новенькое в «Империи» все же есть, по сравнению с «Новой надеждой». Люку добавили джедайских умений. Круто? Несомненно, только их не дают просто так — их надо искать на Дагоба. Я нашел только два и, как оказалось, самых бесполезных. Из-за этого на финальной битве с Вейдером я познал всю боль. Чтобы победить его без суперспособностей вроде неуязвимости, надо быть настоящим мастером джедаем. Даже с опцией быстрого сохранения я проходил битву около часа, вымучивая каждый удар. И знаете, что оказалось? В игре есть система паролей (не читов). Так вот, если умереть и получить пароль уровня, то в следующий раз ты начинаешь его уже со всеми суперспособностями! Где логика? На кой черт вообще было заставлять искать эти суперсилы на Дагоба, если их просто так и вполне «легально» можно получить по паролю?

Летные уровни в игре тоже присутствуют, и та, что на Беспине — это какой-то ад. Нормально во врагов не прицелиться, а они тебя только так выносят. А если спуститься под облака, по непонятной причине тебе перестанут показывать интерфейс, включая полоску жизней. Порадовала разве что миссия на сноуспидере, где нужно, как и в фильме, связывать ноги шагоходам, кружась вокруг них. Выполнено всё в псевдо-3D и играется довольно бодро.

Справедливости ради должен отметить, что в свое время критики приняли игру очень даже тепло. В основном хвалили графику и музыку (здесь у меня претензий тоже нет), а журили за сложность и управление. Впрочем, рецензенты девяностых, видимо, и не такой хардкор видали, так что оценки всё равно ставили высокие. Мне правда понравилась оригинальная Super Star Wars, но вот об «Империи» я такого сказать не могу.

18. Star Wars: X-Wing (1993) — Первый летный симулятор по Star Wars

Платформы: DOS, Macintosh, Windows

Разработчики: Totally Games, Lucasfim

Одна из миссий игры

Для линейки игр по «Звездным войнам» X-Wing первая во многом.

Это первая официальная игра с оригинальной сюжетной кампанией. Тут мы играем не за Люка или Хана, а за молодого пилота Альянса повстанцев, выполняющего разнообразные миссии в период с «где-то незадолго до четвертого эпизода» и до «где-то после него». По сути, типов заданий всего три — уничтожение противников или космических объектов, захват вражеских кораблей и защита союзников. Вроде бы мало, но дизайнеры миссий постарались на славу, и каждое задание чем-то да уникально.

Это первый летный симулятор по Star Wars. Да, чуть ли не в каждой предыдущей игре по «Звездным войнам» нам давали порулить крестокрылом или «Тысячелетним соколом», но то были лишь простенькие аркады. Тут же все серьезно. Пока вы не научитесь грамотно распределять энергию между двигателями, щитами и лазерами, успеха вам не видать. А ведь нужно еще контролировать скорость, переключаться между разными типами стрельбы и молить богов далекой-далекой галактики, чтобы случайный выстрел по вам не вывел из строя оружие или, того хуже, движок. А уж если взрывом повредит одну из приборных панелей, то до конца миссии невозможно будет отслеживать некоторые жизненно важные показатели вашего истребителя.

Один из экранов, которые можно увидеть при поражении… А проигрывать вы тут будете часто

Это первая полноценная трехмерная игра по ЗВ. Да, еще в 1983-м вышла Star Wars с векторной графикой, а игры на SNES поддерживали «Режим 7», но все это не то. Для X-Wing разработали специальный графический движок, который использовал 3D-полигональные модели. Да и в отличие от предыдущих игр, где ты словно летел по прямой, здесь пространство не просто чувствуется — в нем еще необходимо уметь ориентироваться.

Это первый проект по «Звездным войнам» с дополнениями. К игре вышло два расширения, «Имперское преследование» и «B-крыл», с 20 сюжетными миссиями в каждом.

А еще это первая игра по Star Wars, разрабатываемая с прицелом на ПК. В Steam на выбор предлагают сразу три версии X-Wing. Классическая — это оригинальная игра, вышедшая в 1993 году на DOS. Приятно, что все дополнения в нее уже вшиты. X-Wing Collector’s CD Rom — это улучшенная версия 1994 года. Здесь упростили некоторые миссии, поправили баги, добавили озвучку инструктажей и несколько бонусных заданий. Ну а Special Edition 1998 года — это что-то вроде ремастера на новом, улучшенном трехмерном движке. Тут много чего обновили и доработали — от интерфейса до заставок.

До этого я никогда серьезно не играл в авиасимуляторы, но X-Wing не только меня не отпугнул, но и увлек. Единственное, слишком уж игра затянута. Чтобы пройти все 134 миссии классической, самой хардкорной версии, мне потребовалось 95 часов. Кроме того, на некоторые задания тратилось не только много времени, но и уйма нервных клеток.

19. Star Wars Arcade (1993)

Платформы: Arcade, Sega 32X

Разработчики: Sega AM3 R&D, LucasArts (32X-версия)

Прохождение версии для Sega 32x. В отличие от аркады, здесь не один, а два режима — 32x Mode и Arcade Mode

Любопытно было поиграть в Arcade сразу после X-Wing. Обе игры вышли с разницей в несколько месяцев, внешне по скриншотам очень похожи, но вот играются совершенно по-разному. Если X-Wing — чистокровный симулятор, то Arcade, как несложно догадаться — аркада. Здесь не нужно думать о распределении энергии между щитами и лазерами и экономить каждую торпеду — лети да стреляй.

Вот только летать тут не особо интересно — а все потому, что трехмерности пространства не чувствуется. Мы всегда, даже в космосе, перемещаемся по плоскости. Нам лишь разрешают чуть-чуть подняться или спуститься. Оттого ни о каких дуэлях речи не идет — вы просто не сможете сесть врагу на хвост. Нужно ждать, пока СИД-истребитель появится перед вами, а затем расстрелять его из лазера или запустить торпеду.

Интересных и оригинальных миссий тут нет. Либо нам надо настрелять 15/20/30 врагов, либо пролететь по «кишке», пока нас со всех сторон обстреливают пушки. Arcade вообще ощущается эдаким ремейком Star Wars 1983 года. Здесь даже уровни все те же самые — сперва летаем на крестокрыле в космосе, затем спускаемся на поверхность «Звезды Смерти», а после пролетаем по знаменитому желобу. Разве что за 10 лет картинка похорошела — перед нами уже не абстрактная векторная графика, а вполне себе симпатичные полигональные модельки (даже красивее, чем в X-Wing).

А еще в игре есть вид от третьего лица

Игра довольно трудная, и пройти мне ее не удалось. Никак не смог пролететь по желобу «Звезды Смерти». И это при том, что куда более хардкорную в плане механик X-Wing я одолел целиком.

20. Star Wars: Rebel Assault (1993) — Первая SW-игра, где можно выбрать пол главного героя

Платформы: DOS, Sega CD, Macintosh, 3DO Interactive Multiplayer

Разработчик: LucasArts

Полное прохождение (PC-версия)

1993-й выдался урожайным на «леталки» по «Звездным войнам». В один год вышли хардкорный симулятор X-Wing, аркадная Arcade и рельсовый шутер Rebel Assault. В последнем мы играем за татуинского фермера (или фермершу), который вступает в ряды Альянса в качестве пилота. Вместе с ним или ней мы пройдем 1,5-2-часовой путь от никому не известного салаги до героя, взорвавшего первую «Звезду Смерти» (не канон, но что поделать).

Из всех перечисленных выше игр геймплей в Rebel Assault самый простой. Мы либо просто управляем прицелом и стреляем по врагам, либо делаем то же самое и уклоняемся в процессе от разных препятствий. На то это и рельсовый шутер. Все бы ничего, но есть одна проблема — управление. Оно до жути неудобное ни с геймпада, ни с мыши. Особенно издевательской оказалась миссия на Хоте (снова не канон), когда надо летать по узкой пещере и расстреливать небольших дронов Империи. Скорость контролировать нельзя, и ты попробуй в эти жестянки еще попади. Погибнуть тут проще простого, благо в игре есть читы — ими и жизни пополнить можно, и уровень пропустить (что я в итоге и сделал после 15 бесплодных минут).

Сейчас картинка Rebel Assault может показаться специфичной, хотя на момент выхода ее многие хвалили. С одной стороны, она замыленная и местами слишком уж пиксельная. С другой, иногда создается ощущение, словно смотришь фильм на VHS — атмосферно!

Мнения прессы об игре разделились — некоторые чуть ли не присуждали ей GOTY, другие же ругали за уже перечисленные мной минусы. Как бы там ни было, определенное влияние на вселенную она оказала — кое-что из Rebel Assault (вроде базы «Анкорхед» на Татуине и некоторых персонажей) даже попало в канон.

Источник

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *