Продолжаю рассказывать про игры по Star Wars.
Третья подборка получилась разноплановой — тут вам и ужасный «сольник» R2-D2 и C-3PO, и игрушка про фабрику игрушек, и два «дендевских» платформера… ну и еще одна леталка. Отдельно отмечу Star Wars 1991 года — отменный проект по четвертому эпизоду, в котором несколько героев и постоянно чередуется геймплей. Продолжение, увы, вышло более затянутым и скучным.
11. Star Wars: Droids (1988)
Платформы: Amstrad CPC, ZX Spectrum
Разработчик: Binary Design
Понятия не имею, как оно игралось в 1988-м, но сейчас это ужасно!
Игра основана на одноименном анимационном сериале 1985 года, в котором рассказывалось о приключениях дроидов C-3PO и R2-D2 задолго до их встречи с Люком Скайуокером (кстати, впервые про такой мультик слышу). Собственно, этой парочкой нам и предстоит управлять… Боже, управление… Это самое ужасное, что тут есть. Здесь нет отдельных кнопок для передвижения, стрельбы или взаимодействия с окружением. Нет, вместо этого внизу расположена полоска с набором команд, между которыми надо переключаться. Выбираем стрелочку вперед — дроид идет вперед. Видим врага, останавливаемся, проматываем до команды «Стрелять», стреляем, после снова возвращаемся к команде «Вперед». Снова враг. Снова мотаем до «Стрелять»… Боже!
А еще тут есть мини-игра с лампочками, где надо запоминать мигающие огоньки и после с помощью клавиш 1-7 повторять мелодию. Лампочки не подписаны, поэтому не сразу понятно, какая из них под каким номером. Седьмая так и вовсе мигает белым, еле отличимым от серого (выключенное состояние). В общем, дольше 10 минут я эту игру не осилил.
12. Night Shift (1990) — Первая игра с пасхалками на Star Wars
Платформы: MS-DOS, ZX Spectrum, Amstrad CPC, Commodore 64, Amiga, Atari ST
Разработчик: Attention to Detail
Формально, это не игра по «Звездным войнам», но включить ее в подборку я все же решил. Фред и Фиона Фикситы устраиваются в ночную смену на фабрику Industrial Might and Logic (название пародирует Industrial Light & Magic — знаменитую студию визуальных эффектов, основанную Джорджем Лукасом). Их задача: следить за тем, чтобы производство шло гладко, а планы выполнялись. Ну а производить им нужно… Фигурки по «Звездным войнам», в том числе имперских штурмовиков и пластиковых Дартов Вейдеров.
Честно, я больше получаса пытался разобраться в игре… Не вышло. Босс послал меня в цех, чтобы я сделал ему пять белых штурмовиков. Хорошо, а как? Все декорации в игре пиксельные, активные точки не подсвечиваются. Куда жать? Что делать?.. С помощью ютуба более-менее понял, как запускать конвейер, но у меня почему-то производились коричнево-зеленые штурмовики. Как менять цвет?.. Почему у них туловище на голове?.. И ведь все на время! Где-то после 15 увольнений я не выдержал, хлопнул дверью и ушел — сами делайте своих дурацких штурмовиков, а моей ноги на Industrial Might and Logic больше не будет!
Может быть, для своего времени игра была и ничего, но разбираться в ней сейчас у меня желания не появилось.
13. Star Wars (1991)
Платформы: Nintendo Entertainment System, Game Boy, Master System, Game Gear
Разработчики: Lucasfilm Games (NES), Beam Software (NES), NMS Software (GB), Tiertex (GG/MS)
Сложно не сравнивать эту игру с одноименным проектом Namco 1987 года. Обе Star Wars сделаны по четвертому эпизоду киносаги, обе чередуют платформинг и космические полеты, обе выпущены на NES («Денди»). И в этом сравнении игра от Lucasfilm Games определенно выигрывает.
В отличие от проекта Namcо, сюжет тут каноничен. Игра повторяет знаковые сцены «Новой надежды», так что никаких неизвестных по фильму планет и учеников Дарта Вейдера, превращающихся в скорпионов, тут нет. Начинаем мы на Татуине и сразу же замечаем интересную особенность — тут есть «открытый мир». Мы можем путешествовать на спидере по пустыне и посещать разные интересные точки вроде пещер или песчаного краулера джав. А можем и не посещать. Как оказалось, игра еще и нелинейна — вы вольны никого не находить, а сразу отправиться в Мос-Эйсли и улететь на Альдераан.
Игра постоянно чередует геймплей. Вот мы бегаем с бластером или мечом и прыгаем по платформам, вот уже летим на «Тысячелетнем соколе» и уклоняемся от астероидов, а вот блуждаем по лабиринтам «Звезды Смерти» в поисках принцессы Леи. В финале же дают порулить крестокрылом — сперва с видом от первого лица, а затем и в формате скролл-шутера. А еще тут можно переключаться между тремя персонажами — Люком, Ханом и Леей — и у них не только будет разное оружие, но еще и у каждого своя музыкальная тема. Для игры 1991 года очень даже круто.
Эту Star Wars я прошел аж четыре раза — на каждой из платформ, где появлялась игра. Оригинальная версия для NES мне понравилась больше, несмотря на то, что самой технологически продвинутой оказалась версия с Master System. У последней картинка хоть и более детализирована, зато какая-то мыльная, да и управление показалось не таким отзывчивым. Версия с Game Boy — самая примитивная, с монохромной графикой и несколько урезанная.
Отдельно отмечу версию Star Wars для Game Gear. Сперва я думал вообще ее не проходить, мол, какой смысл играть в одно и то же в четвертый раз. Запустил, чтобы сравнить картинку, и удивился. Вместо уже привычных Люка и Татуина я увидел Лею на космическом корабле — ей нужно было добраться до RD-D2, чтобы загрузить в него секретные данные. Второй раз я удивился уже на Татуине — никакого открытого мира в этой версии не оказалось. Вместо него добавили новые уровни, связывающие между собой краулер джав, пещеру Оби-Вана и Мос-Эйсли. Правда, из-за этого игра потеряла в нелинейности. Еще упростилась миссия с поиском Леи на «Звезде Смерти». Если в других версиях приходилось натурально блуждать по лабиринтам, то тут меня ждала «прямая кишка». В остальном же версия для Game Gear повторяет миссии c Master System.
14. Star Wars: Attack on the Death Star (1991)
Платформы: Sharp X68000, PC-98
Разработчик: M.N.M Software
Ох, ну и пришлось же мне повозиться, чтобы запустить эту игру! Вы когда-нибудь слышали про X68000? Вот и я нет, а это, оказывается, популярный японский компухтер конца восьмидесятых годов. Чтобы найти нужный эмулятор и запустить на нем игру, мне потребовался час или полтора. В итоге в саму «Атаку на “Звезду Смерти”» я играл минут 20 😀
Attack on the Death Star ну ОЧЕНЬ напоминает Star Wars 1983 года от Atari. Мы снова (в который уже раз?) сидим за штурвалом крестокрыла и снова должны пройти три стадии, прежде чем уничтожить космическую станцию Империи — бой с СИДами на подлете к «Звезде Смерти», расстрел турболазерных башен, пролет по желобу с уклонениями от вражеского огня.
Но вообще эта версия в целом лучше — восьмилетняя разница дает о себе знать. Векторная графика стала приятнее, появилась возможность повертеть головой во время сражения и переключать камеру с первого лица на третье. Еще из интересного: голоса оцифрованы прямо из фильма, а вступительный ролик, в котором показывают схему «Звезды Смерти», почти идентичен киношному.
Одно обидно — взорвать «Звезду Смерти» мне так и не удалось. В конце игры надо нацелиться на заветный желоб и выпустить в него торпеду. Вот только как это сделать… Перепробовал все кнопки на клавиатуре — результата ноль. В итоге Дарт Вейдер победил и уничтожил Явин IV.
15. Star Wars: The Empire Strikes Back (1992) — Первая полноценная игра по «Империи»
Платформы: Nintendo Entertainment System, Game Boy
Разработчики: Lucasfilm Games, Sculptured Software, NMS Software (GB)
Перед нами прямое продолжение Star Wars 1991 года. Увы, сиквел уступает предшественнице почти во всем. Он стал однообразнее и затянутее. Количество играбельных персонажей сократилось с трех до одного (Люка), «жанров» тоже стало меньше. Если первая часть предлагала и по «открытому миру» покататься, и платформингом позаниматься, и звездолетами порулить — как от первого, так и от третьего лица — то в «Империи» нас ждет лишь два вида геймплея: платформер и скролл-шутер. Большую часть времени мы блуждаем по большим локациям-лабиринтам, и в какой-то момент это начинает надоедать. Да, первая часть была раза в два короче, но зато ситуации и места там быстро менялись, не успевали приесться.
Появились битвы с боссами, но лучше бы их не было. Все они настолько скучные и затянутые, что клонит в сон. Суть почти каждого босс-файта сводится к следующему: находишь место, где главгад тебя не достанет, и 10 минут реального времени убиваешь его из бластера. Один раз я зажал кнопку стрельбы и пошел разогревать еду. Вернулся — Люк все еще «колупает» босса.
По-настоящему детский восторг вызвала лишь битва с шагоходами на Хоте. Дело в том, что она почти полностью повторяет самую первую игру по «Звездным войнам». Было действительно здорово сравнить, какой путь проделали игры за десять лет, разделяющие 82-й и 92-й годы. Особенно круто было, когда мой аэроспидер сбили, и я такой: «Лан, щас перезагружусь». А тут Люк выпрыгивает на снег и продолжает сражаться на своих двоих. И я такой: «Офигеть!» Вам может показаться это странным, но меня действительно впечатлило — такого поворота от «дендевской» игры я не ожидал 🙂
Спортивного интереса ради я прошел еще и версию для Game Boy. В ней почти все то же самое, только проще — графика, музыка и даже уровень сложности. Локации тоже несколько ужались по сравнению с оригиналом, кат-сцен нет. Битвы с боссами стали еще скучнее и проходятся по тому же принципу «колупания». Дарт Вейдер в последней схватке мне даже сделать ничего не мог, хотя в версии для NES хоть как-то сопротивлялся.