Вы уже, наверное, думали, что писатель, гражданин и любитель мертвечины Джо Шрайбер насытился вниманием ДжиСи и исчез с радаров? Не тут-то было: иногда они возвращаются… Иногда и мы возвращаемся к уже отрецензированным романам, чтобы рассмотреть их под новым углом — а то ведь их становится все меньше и меньше. Сегодня мы представляем альтернативный обзор на роман «Мол: Взаперти», который призван дополнить (а в чем-то и оспорить) опубликованный в начале месяца материал уважаемого .
Автор: Джо Шрайбер
Иллюстрации: Скотт Биль
Издательство: Del Rey
Дата выхода: 28 января 2014
Время действия: 33 ДБЯ
Автор рецензии:
Редактура: Гильдия архивистов
Рога поотшибаю, редиска!
Дарт Мол – «герой вашего наихудшего кошмара», по определению Джорджа Лукаса – образцовое чудовище вселенной «Звездных войн» и, стало быть, золотой материал для художественных произведений. В «Скрытой угрозе» он произносит всего три реплики и появляется едва ли на 15 минут – но их все равно невозможно забыть! Тогда, пятнадцать лет назад, Создатель без лишних слов располовинил его и выбросил в шахту, но мерзавец оказался популярным и потому на редкость живучим. Молчаливый, неумолимый и смертоносный, словно орудие самой судьбы, Мол вскоре стал героем многочисленных приквелов, каждый из которых добавлял свои скупые черточки к его загадочному образу. Отдельного упоминания заслуживает Episode I Journal: Darth Maul Джуд Уотсон – по странной иронии, именно в этой формально детской повести самый недетский персонаж Саги раскрылся в полной мере.
Но подлинный ренессанс Дарта Мола наступил весной 2012 года, когда разъяренный и лишившихся нижних конечностей убийца неожиданно воскрес в финале четвертого сезона «Войн клонов» в талантливом психологически-нюансированном исполнении Сэма Уитвера. Мультсериал значительно усложнил характер этого персонажа и развязал руки новому поколению авторов, бросившихся заново постигать непостижимую силу и жестокость рогатого татуированного монстра. Maul: Lockdown – первое крупное литературное произведение со времен «Темного мстителя» Майкла Ривза, в котором Дарт Мол занимает центральное место, и третий ЗВ-роман хоррор-писателя Джо Шрайбера. В предыдущих своих работах – дилогии Death Troopers / Red Harvest – он пытался то ли напугать, то ли позабавить читателя нашествием кровожадных живых мертвецов, но на этот раз решил немного сменить тональность и взяться за дело всерьез.
Отчасти это объясняется сменой сеттинга. Раньше время и место действия у Шрайбера не играли особой роли – в подобной обстановке условности всего и вся можно было творить, что угодно. Maul: Lockdown же является своего рода спин-оффом «Дарта Плэгаса» Джеймса Лусено и свой сюжет выстраивает вокруг уже известных событий. Согласно Шрайберу, Большой План ситов в очередной раз оказался под угрозой из-за действий неуловимого и таинственного торговца оружием Ирама Радика, который, по слухам, базируется в самом сердце Cog Hive Seven – засекреченной станции-тюрьмы, где ежедневно проводятся подпольные кровавые бои между заключенными. Именно туда, в самое пекло, отправляется главный герой по приказу своего учителя Дарта Сидиуса, который в тайне от своего собственного наставника скорректировал задачу: Мол должен найти Радика и выкупить у него самодельное ядерное устройство, которое культ Бандо Гора впоследствии применит против Плэгаса в романе Лусено. Наконец, сам Мол относится к своему заданию как к очередной проверке собственных сил и выносливости – и если он все сделает правильно, то, возможно, учитель позволит ему играть более существенную роль в подготовке грядущей Мести Ситов…
Один из обитателей Cog Hive Seven, иллюстрация к рассказу-приквелу The Syrox Redemption, автор: Джон Ван Флит
И это – далеко не все параллельные сюжетные ветки и отсылки к другим произведениям, что заряжены в Maul: Lockdown. Для сравнения, в Red Harvest автор едва упоминал о важных событиях и явлениях мира Старой Республики, но к новому роману он подготовился основательно. Свой зуб на Ирама Радика также точат Комари Воза и Джабба Хатт, который появляется в окружении своих ручных драконов из серии игр Dark Forces, руководство тюрьмы имеет свои терки с Галактической Комиссией по азартным играм (еще одна отсылка к «Плэгасу») и Межгалактическим Банковским Кланом, а расовый состав заключенных пестр и разнообразен: от привычных грэнов, родианцев и викваев до экзотики, вроде ногри, вулптеринов и осканских кровососов. Важную роль в сюжете играют когтекрылы, почти позабытые со времен «Последнего приказа» Тимоти Зана, а на закуску Шрайбер побрасывает Молу любопытный побочный квест – раздобыть череп варактила. Наконец, писатель запрятал в финале камео для поклонников собственного творчества – тюремную баржу «Чистка» из Death Troopers.
Уже с первых страниц Maul: Lockdown задает высокий уровень ожиданий, стравливая главного героя с неизвестным уродливым татуированным существом, вооруженным змееподобным посохом. И пока опытные читатели с удовольствием признают в загадочном пришельце юужань-вонга, Мол отрывает у амфистафа голову и засовывает ее в широко-раззявленную пасть противника, которую тут же намертво зашивает его собственным пирсингом. Джо Шрайбер и раньше демонстрировал неординарную изобретательность в боевых сценах, но в данном романе он, пожалуй, вышел на новый уровень. Так что отдельный интерес заключается уже в том, чтобы гадать, кого и как именно Мол убьет в следующий раз: для книги автор собрал, словно в кунсткамере, самых диковинных и опасных существ со всей Галактики, и они постоянно сменяют друг друга в кровавом круговороте Cog Hive Seven.
Что и говорить, Maul: Lockdown – роман с невероятно высокой динамикой материала. Буквально через каждые десять страниц Шрайбер вводит нового персонажа или новое невиданное существо или новую отсылку или новый неожиданный поворот или вовсе новую сюжетную ветку. Он ловко водит читателя за нос, до финальной трети сохраняя в тайне личность (и даже сам факт существования) Ирама Радика, а параллельно с основной историей плетут интриги против друг друга Сидиус и Плэгас, Джабба и Бандо Гора, администрация тюрьмы и банды заключенных. К сожалению, к концу книги самоубийственных петель на американских горках сюжета становится так много, что, кажется, даже сам автор в них запутывается и, уподобляясь своему главному герою, начинает либо безжалостно уничтожать попавшихся под горячую руку интриганов, либо оставляет развязки, объяснения и истинные мотивации за кадром – у Лусено или еще где-нибудь.
И, пожалуй, подобное возвращение к Дарту Молу как к простой, но надежной стилевой опоре романа совершенно логично. Мир Maul: Lockdown – зеркальное отражение характера самого героя: беспощадный, постоянно изменяющийся лабиринт, где нет хороших и плохих, а есть слабые и сильные, и вторые (с помощью хитрости, влияния или собственных мускулов) всегда побеждают. Мол, хотя и изобретателен, но прямолинеен, и интриги оставляет на откуп всем остальным – он ни способен оценить весь размах Большой Игры, ни особенно в этом заинтересован. Зато он, как никто другой, знает и понимает, как вопреки всем обстоятельствам выполнить поставленную перед ним задачу, пробить любые стены и преодолеть любое сопротивление. Воплощенное торжество догматов Темной Стороны: сила-власть-победа-разорванные цепи.
Промо-постеры к Maul: Lockdown
Джо Шрайбер, с его интересом к физиологической составляющей мира «Звездных войн» – напряжению мускулов в бою, хрусту костей, биению сердца, пульсации вен – понимает Мола лучше, чем многие его предшественники, которые отводили рогатому убийце роль бездумного инструмента. Отталкиваясь от идей, заложенных, но не развитых Джеймсом Лусено в рассказе «Обуздание», автор Maul: Lockdown намеренно лишает своего героя большинства «сверхъестественных» бонусов. Существование ситов должно оставаться в тайне, так что Мол отправляется в Cog Hive Seven без светового меча и со строгим запретом на использование Силы – и это позволяет писателю лучше прописать возможности, заложенные в нем самом: его железную силу воли, его отточенное до идеала тело, его лидерские качества (что перекликается с сюжетом из The Clone Wars, где Мол встает во главе криминального картеля), и, конечно же, его жгучее желание выжить и доказать собственное превосходство, несмотря ни на что.
В одной из лучших сцен книги измученному герою снится сон, в котором он, наконец, достает свой фирменный меч… но тут же падает, разрубленный пополам своим двойником, который вскоре принимает черты Дарта Плэгаса. По логике Мола, проявление слабости, пусть даже оно может сперва показаться обретением силы, неизбежно сделает его жертвой одной из тех интриг, что строят все вокруг. А значит, нужно продолжать выживать, преодолевая все испытания, которые его учитель (для его же блага, как считает герой) выставляет на его пути. Погружая читателя в мир и сознание столь неоднозначного персонажа, Шрайбер неожиданно находит если не объяснение, то хотя бы обоснование самому спорному моменту его биографии – возрождению. Разве можно победить столь упорное существо, «просто» сбросив его в бездонную шахту?
И потому Maul: Lockdown – не лишенный своих недостатков, но динамичный, неглупый и увлекательный роман – является одним из самых ценных и качественных произведений Эпохи Приквелов; особенно в контексте новейших изменений в ее хронологии. Джо Шрайбер не повторяет ошибок некоторых своих коллег и не замахивается на Большую Историю галактического значения, вместо этого рассказывая частный эпизод из жизни неординарного, жуткого, «иного» героя. После контакта с которым действительно начинаешь чуть больше ценить мир и покой повседневной жизни – хоть в Далекой-Далекой, хоть в нашей собственной Галактике.
Напоследок, любопытный факт: автор посвящает свою книгу «Кристине. Той, кому преданно мое сердце» и «Богу, моему Создателю и творцу всего, что радует и укрепляет меня в жизни».
Источник: RSS-лента http://www.jcouncil.net/topic30491.html