Во время воскресного дебютного запуска ракеты Falcon 9 v1.1 компания SpaseX отработала технологии возвращения первой ступени.
От своей предшественницы ракета отличается новыми двигателями первой ступени и новой конфигурацией их размещения, что в сумме дает прибавку в тяге на 55%. Кроме того, упрощена система разделения ступеней, а увеличенный обтекатель позволяет выводить на орбиту более габаритные грузы.
Самое интересное новшество, однако, в том, что v1.1 должна стать первой возвращаемой ракетой. Как сообщают Nasaspaceflight.com и Popular Mechanics, испытания технологии были проведены во время воскресного пуска. После того, как «Фалкон» вывел на орбиту канадский спутник для исследования ионосферы CASSIOPE, из ЦУПа SpaceX в Хоуторне (Калифорния) были отданы команды на повторное включение двигателей обеих ступеней. На второй запустить мотор не удалось, но первая сработала точно по плану. Короткие импульсы трех из девяти двигателей позволили носителю под безопасным углом войти в атмосферу на сверхзвуковой скорости, а затем включился центральный мотор, который должен обеспечивать управляемую посадку.
В этот раз, однако, осуществить контролируемый спуск не удалось. Ступень не была оборудована «ногами», которые не только служат опорами при посадке, но и стабилизируют ее в полете. Ракету слишком закрутило, центробежная сила выдавила топливо из трубопроводов, и двигатель заглох. Носитель упал в Тихий океан, хотя специалисты SpaceX сумели выловить некоторые детали.
Но Элон Маск, владелец SpaceX, результатами доволен. По его словам, компания собрала «все части головоломки» и теперь может перейти к реальному возвращению ракет. Впрочем, ближайшие два пуска пройдут пока по обычной схеме, поскольку соответствующие контракты были заключены в то время, когда у SpaceX еще не было козыря в виде успешной пробы Falcon v1.1. Первый носитель с «ногами», должен стартовать в феврале 2014 года, и это будет пуск по программе снабжения МКС с помощью коммерческих кораблей (иначе говоря, третий полноценный рейс грузовика «Дракон»). Маск, однако, говорит, что если по какой-то причине «ноги» не будут готовы, откладывать запуск из-за этого не станут. Также пока не известно, куда SpaceX собирается сажать первую ступень — на сушу или на воду. Посадка на сушу является конечной целью, однако в этом случае потребуется израсходовать примерно 30% топлива (т.е. полезный груз уменьшится почти на треть). Ракета сядет на том же космодроме на мысе Канаверал, откуда стартовала. Для посадки в океан, по оценкам Маска, нужно будет потратить вдвое меньше топлива. В любом случае возвращение первой ступени станет революцией, поскольку «на нее приходится почти три четверти стоимости ракеты».
Если все пройдет успешно, то Маск ожидает, что первый повторный старт «Фалкона» состоится уже в конце 2014 года, хотя все будет зависеть от технического состояния вернувшийся первой ступени и от того, удастся ли убедить заказчиков использовать бэушную ракету.
Источник: RSS-лента http://starwars.org.ua/news/spacex-%d1%81%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%bb%d0%b0-%d0%b3%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%bc%d0%ba%d1%83/