В начале декабря, вскоре после выхода романа “Судьба джедаев 6: Вихрь”, писатель устроил сессию вопросов и ответов на своей страничке в “Фейсбуке”. Сводку этой беседы подготовил сайт EUCantina.net.
Писатель Трой Деннинг сегодня (8 декабря. — В) выделил время, чтобы поболтать с фанатами “Звездных войн” в “Фейсбуке”. На своей официальной ЗВшной страничке в “Фейсбуке” Трой ответил на вопросы о “Вихре”, о направлении, взятом в серии “Судьба джедаев”, о своих любимых романах и о многом другом! Вопросов было задано много, но время не позволило ответить на все (в том числе на наш о возвращении Трауна). Ниже мы собрали эти вопросы и ответы.
— Трой, какую сцену в “Вихре” тебе понравилось писать больше всего?
Трой Деннинг (Т.Д.): Ох, похоже, я еще долго буду свыкаться со всем этим! Любимая сцена? Эпилог, конечно! Если серьезно, то это трудный вопрос — я думаю, либо сцена с Сабой в ангаре, либо сцена с Махди на Блауду Секстус.
— Здрасьте, м-р Деннинг. Рад, что вы здесь. Не могли бы вы рассказать, как вы все вместе решили, какие группы адептов Силы будут задействованы в разных книгах?
Т.Д.: Трудно вспомнить, как мы решили, какие группы адептов Силы использовать — кажется, мы просто составили список тех, которые нам были интересны и которые, как мы знали наверняка, посетил Джейсен.
— Спасибо, что уделил нам время, Трой. Как ты думаешь, после этой серии ты будешь еще писать книги по франшизе “Звездных войн”?
Т.Д.: Дайте мне сперва закончить “Апокалипсис”! Серьезно, я сейчас сосредоточен только на “Апокалипсисе”…
— Как вы начали писать книги по “Звездным войнам”?
Т.Д.: Я начал писать книги по “Звездным войнам”, когда у компании West End games была лицензия на выпуск ролевых игр — я написал для них несколько путеводителей по галактике и четыре книги в стиле “Выбери свое приключение”. После этого я написал ряд романов для TSR/WotС, затем законтачил с Шелли Шапиро, и когда Del Rey получила лицензию — к счастью, она сказала: “Да!”
— Спасибо, что отвечаете на наши вопросы, м-р Деннинг! Трудно ли работать в такой большой, многоавторской вселенной?
Т.Д.: На самом деле работа в такой огромной многоавторской вселенной сама по себе стала для меня вдохновением. Конечно, есть масса информации, за которой надо следить, но, с другой стороны, есть чем вдохновляться. Поэтому я обожаю писать книги по ЗВ — а также потому, что причастные к этому люди (на всех уровнях) просто замечательны.
— М-р Деннинг, каждый раз, когда я читаю ваш роман, меня поражает, насколько выразительна — и в то же время эффективна — ваша проза… и как вам удается укладываться в такие короткие промежутки времени (между романами). Не хотите немного рассказать о вашем творческом процессе и/или методе? Сколько черновиков требует написание книги по “Звездным войнам”?
Т.Д.: Спасибо на добром слове. У меня довольно скрупулезный процесс планирования одного только изложения сюжета я делаю три-четыре версии еще ДО ТОГО, как показать его редакторам. После утверждения сюжета я разбиваю его на сцены/главы и стараюсь выработать самый лучший, самый захватывающий поток событий (хотя он в ходе работы все время меняется). Затем я начинаю писать, вкратце излагая/комментируя каждую главу по мере ее написания. Часто я переписываю главу три или четыре раза, особенно если это кульминация или какие-то важные события, и только потом перехожу к следующей. Когда рукопись готова, я предаю ее своей жене на прочтение и первый отзыв (она бывает очень строга!), переписываю, причесываю и отдаю заказчикам — и потом возвращаюсь к ней снова после комментариев Шелли или Сью. Процес долгий и трудный, но неизменно интересный.
— Есть ли в EU какой-то конкретный период времени, в котором вы бы предпочли работать?
Т.Д.: Пожалуй, я предпочитаю период “Наследия” (где сейчас LotF) (FotJ, конечно. — B.), потому что мне очень нравится работать с классическими персонажами и продолжать их историю.
— Кто ваш любимый персонаж “Звездных войн”?
Т.Д.: Мой любимый персонаж, наверное, Хан Соло (просто потому, что я сам такой же умник); трудно сказать, кто мой любимый не-киношный персонаж — мои предпочтения все время меняются в зависимости от истории, которую я пишу.
— Добро пожаловать, м-р Деннинг. Не могли бы вы рассказать, насколько тесно вы сотрудничаете с Олстоном и Голден, работая над этими романами? Просто невозможно поверить, сколько мелких деталей передаются от автора к автору в этой серии. Как именно это происходит?
Т.Д.: Вся команда FotJ (редакторы, писатели и многие другие!) в начале проекта собирается вместе, чтобы распланировать историю в целом. После этого мы обмениваемся МНОЖЕСТВОМ сообщений электронной почты, иногда звоним друг другу и стараемся встречаться лично, как только выпадает возможность (обычно на конвентах). Это приносит хорошие плоды, но нужно не забывать сообщать о неожиданных изменениях сюжета, которые случаются по ходу написания.
— М-р Деннинг, спасибо, что выделили время, чтобы ответить на наши вопросы. Какой ваш любимый момент в EU с участием Мары?
Т.Д.: Мой любимый момент в EU с участием Мары — трудно вспомнить, печатая ответы в таком темпе, но, думаю, это должен быть момент, когда она с Беном.
— Трой, эта книга покамест кажется мне лучшей в серии. Закончится ли сюжетная линия Даалы до книги 9 или именно тебе придется разбираться и с ней, и с конфликтом с ситами? (Трудно задать хороший вопрос, когда до вашей следующей книги еще две).
Т.Д.: Не хочу слишком много говорить о том, что произойдет с Даалой в оставшихся книгах серии — но не сомневайтесь, вас ждут сюрпризы! Очень большие сюрпризы!
— Привет, Трой, это Дейв. Надеюсь, тебя не слишком забросали вопросами. Хотелось спросить: что ты чувствовал, когда писал сцену из “Бездны”, где Люк и Бен снова встречаются с Энакином, Марой и Джейсеном (заметьте все: я сказал “Джейсеном”, т.к. по моему мнению он больше не был Кайдусом)? Пожалуй, в особенности я спрашиваю об Энакине, по понятным причинам.
Т.Д.: Сцена на Озере Привидений в “Бездне” доставила мне огромное удовольствие, но в то же время она достаточно жутковата. В кратком изложении книги Люк должен был встретиться с совершенно другими персонажами (нет, не скажу, с кем, ни за что!) Но, когда я написал первый черновик главы, текст показался совершенно пресным, поскольку это были не те персонажи, о которых, собственно, история. Я крепко задумался над тем, какие персонажи больше всего повлияли на эту историю — и на эру в целом — и затем попробовал еще раз. Думаю, после трех попыток у меня, наконец, получилось.
— Привет, м-р Деннинг. Здорово, что вы с нами. Не могли бы вы немного рассказать о вашей любимой книге, которую вы написали по вселенной ЗВ? Вы внесли очень большой вклад в ЗВ, и хотелось бы узнать, какую книгу вам больше всего понравилось писать.
Т.Д.: Моя любимая книга – это всегда та, над которой я в данный момент работаю! Трудно быть объективным, оглядываясь назад, но, наверное, моими любимыми книгами были “Звезда за звездой”, потому что это была возможность рассказать масштабную, эпическую историю, и “Непобедимый”, потому что работа над этой книгой и отзывы фанов (позитивные и негативные!) многому меня научили.
— Привет, м-р Деннинг! Мне очень нравится стиль ваших книг по “Звездным войнам”. Как вы считаете, в чем эволюционировал ваш стиль с того времени, когда вы начали работать в EU?
Т.Д.: Не уверен, может ли писатель объективно оценивать, как меняется его стиль по прошествии лет. Есть очень много такого, что ты делаешь просто неосознанно – предпочитаешь определенные слова, определенный синтаксис, определенный взгляд на вещи. Но в “Звездных войнах” есть одно огромное преимущество – обратная связь. Я стараюсь учиться на отзывах фанов, они помогают мне находить те места, где я могу совершенствоваться. В качестве примера можно назвать космические сражения — поначалу я думал, что описываю космические сражения достаточно увлекательно, но потом заметил, что они сбивают людей с толку чаще, чем хотелось бы. Я просмотрел некоторые из них и обратил внимание, что использую СЛИШКОМ много подробностей. Теперь я стараюсь передавать не столько точные события на каждом фронте, сколько ощущения персонажей — мне кажется, это придает сценам больше драматизма. За годы накопилось слишком много таких примеров, чтобы все их комментировать, но для меня это действительно важно. Тем не менее кое-чего я менять не собираюсь, что бы там ни говорили на форумах; я буду использовать слово “efflux” (выхлоп) как минимум раз на роман до самой своей смерти!
— Просто любопытно: что случилось с глазной повязкой Даалы?
Т.Д.: Насчет повязки Даалы у нас была большая дискуссия во время одного из наших сборов, и мы решили больше ее не использовать. Но по какой причине, я уже не помню! А копаться в записях времени нет — но я уверен, что причина была хорошая. Поверьте мне.
— Привет, Трой. Обожаю твои книги, мне очень нравятся все истории НОД/пост-НОД, и мне не терпиться прочесть “Вихрь”. Вопрос такой: сам-то ты фанат “Звездных войн”? Насколько я знаю, Карен Трэвисс заявляла, что, хотя ей и нравится писать книги, но всё-таки это работа, а она профессионал. Ты разделяешь эту точку зрения, или тебе всё это доставляет дополнительное удовольствие как фанату вселенной?
Т.Д.: Да, я большой поклонник “Звездных войн” — и всегда им был; именно поэтому я в свое время подключился к разработке ролевых игр от West End games. (Какой был восторг, когда я стал читать “Трилогию Трауна” и увидел, что Тим Зан пользовался The Galaxy Guide 4!) Но я не коллекционер (просто нет места!), и часто поражаюсь тем знаниям, которые накопили за много лет такие мастера, как Дэн Уоллес и Джейсон Фрай.
— Трой, благодаря чему мастер Тизар Себатайн стал твоим любимым персонажем?
Т.Д.: САБА Себатайн — один из моих любимых персонажей, потому что я люблю “залезать” в голову не-человека и смотреть, как мы выглядим со стороны. Кроме того, мне кажется, что она обладает чувством чести, которое не разбавлено человеческими дилеммами — она видит добро и зло более ясно, потому что смотрит на нас со стороны, и я частенько использую ее точку зрения, чтобы подчеркнуть, до какой степени мы, люди, сами ставим себя в тупик.
— М-р Деннинг, меня интересует ваше мнение по вот какому вопросу. Как вы полагаете, что бы подумал Вейдер, если бы узнал, что гиперпривод “Сокола” в Эпизоде V запустил его любимый Арту? Знаю, вопрос не по EU, но было бы здорово, если бы вы поделились своими мыслями. Спасибо.
Т.Д.: Если я правильно помню эту сцену, то Вейдер, наверное, испытал невольное уважение к Арту.
— М-р Деннинг, нет ли шанса, что некий погибший или считающийся погибшим) персонаж вернется?
Т.Д.: Должен сказать, что шансы на возвращения всех погибших персонажей очень слабые… н никогда не говори “никогда”! Такие решения, понятно, вне моей компетенции…
— М-р Деннинг, “Вихрь” отныне моя любимая книга в FotJ. Отличная работа. Вопрос: Абелот – это продолжение пророчества о “Белоглазом”? Если да, собирались ли вы заранее использовать эту идею/тему в этой серии? Спасибо!
Т.Д.: Ответ об Абелот/Белоглазом будет спойлером; достаточно сказать, что связь есть и что она станет, как минимум, чуточку яснее к концу серии.
— Трой, есть ли какие-то новые персонажи, о которых тебе особенно нравилось писать в серии FotJ? И почему?
Т.Д.: Мне очень понравилось писать о Вестаре и о некоторых новых джедаях, которых мы ввели в “Знамении” и “Бездне”. Занятно было писать о Махди, сенаторе Вууле и… ну, фактически о каждом из них!
— Вознесение (Ascension) — это когда Христос вознесся на небо, тогда как литература об Апокалипсисе имеет еврейские корни. Вы умышленно использовали такие названия, как “Вознесение” и “Апокалипсис”, которые вызывают религиозные ассоциации? Если да, почему?
Т.Д.: Названия не основывались умышленно на религиозных образах, хотя, конечно, связь не осталась незамеченной. Но, мне кажется, пытаться искать в них какой-то значительный смысл не стоит… говоря откровенно, при выборе названий большое значение имеет следующий факт: когда название состоит из одного слова, у тебя не так уж много вариантов, передающих тему книги!
— Вернется ли Черный Клык?
Т.Д.: У меня нет конкретных планов относительно возвращения Черного Клыка, но он один из моих любимых персонажей, так что, если будет возможность…
— Бывали ли случаи, когда отзывы читателей радикальным образом влияли на то, с каким настроением вы садились за следующую книгу?
Т.Д.: Не сказал бы, что отзывы когда-либо оказывали РАДИКАЛЬНОЕ влияние на мой творческий настрой. Когда выходит любая книга, будут отзывы, после которых кажется, будто можешь ходить по воде — и другие, после которых задумываешься о смене профессии. Так бывает всегда. Я стараюсь искать тенденции, какие-то моменты, которые резонируют с моим собственным нутряным инстинктом. Когда такое находится, я смотрю внимательнее, могу ли я что-нибудь улучшить (или, наоборот, правильно ли я пишу). Но обычно идет просто процесс “разбора”, который проходит каждый профессионал, анализирующий свое творение. Я НЕ читаю тех отзывов, в которых содержатся неприятные нападки с переходом на личности (кому это надо?), как и те, в которых человек или группа пытается лоббировать какие-то свои интересы. Из таких отзывов нельзя выделить ничего конструктивного — и в любом случае решения принимаю не я.
— М-р Деннинг, мне очень нравятся ваши книги. Просто интересно: увидим ли мы в ближайшем будущем кого-нибудь из “забытых” джедаев? Например, Кирану Ти и Стрина?
Т.Д.: Обычно мы не составляем списка персонажей, которых нужно задействовать в истории: это непрактично, в EU просто слишком много персонажей. Обычно идет обратный процесс; есть роль, на которую нужен исполнитель, и мы смотрим список существующих персонажей и ищем, нет ли кого подходящего. То, что Кирана Ти и Стрин давно не появлялись, отражает тот факт, что никто из авторов не выбрал их на нужную ему роль.
— Почему в “Звезде за звездой” было так важно убить воксинью матку? Понятно, что воксины — страшная угроза. Но почему йуужань-вонги не могли вырастить еще одну? Разве они не сохранили документацию? Это все равно что испечь идеальный торт, а затем выбросить рецепт.
Т.Д.: Я помню, что продумал вопрос насчет воксиньей матки (почему йуужань-вонги не могли просто создать новую) очень тщательно, потому что это очень важно в контексте сценария. Навскидку не помню (со времени написания “Звезды за звездой” прошло уже десять лет), но я уверен, что объяснил причину: она была уникальным генетическим творением, которое формовщики не могли воспроизвести — возможно, из-за какой-то мутации, которую они не могли повторить. Поэтому все воксины должны были иметь одни и те же гены.
— М-р Деннинг, сыграет ли Каллиста в истории роль более важную, чем смертное тело, в котором обитает Абелот?
Т.Д.: Не могу ответить на вопрос о Каллисте — спойлеры! Извините!
— Если TOR получит громадный успех, что наверняка случится, примете ли вы заказ на роман по этому временному периоду? Или, возможно, на роман о падении Ревана? (Хотя здесь вы можете наступить на ногу Дрю)
Т.Д.: Я подумаю о романе по эре “Старой Республики”, если встанет об этом вопрос — и в зависимости о том, что за история. Конечно, это богатый сеттинг с огромным потенциалом, но пока он в моих планах не числится …
— Мне казалось, что умение прятаться в Силе — трудный и редкий навык… но зачем он нужен, если можно практически с тем эе эффектом уменьшить свою ауру? А уменьшать ауру, кажется, умеют почти все.
Т.Д.: Вы правы, умение прятаться в Силе сродни уменьшению Силового образа. Но я всегда считал, что это вопрос степени: вы можете спрятаться в темном шкафу и надеяться, что никто не откроет дверь, лиюо вы можете стать невидимым. Конечно, второй вариант для домушника гораздо полезнеее…
— Когда Лея и Джейна станут мастерами?
Т.Д.: Не знаю, могу ли я отвечать на вопрос о том, когда Лея и Джейна станут мастерами — можете быть уверены в одном: если это случиться, я об этом сказать не смогу!
— Просто любопытно: увидим ли мы в этой серии йуужань-вонгов? Мы видим отголоски и последствия той войны, но не самих вонгов.
Т.Д.: Не знаю пока, будем ли мы делать что-либо еще с йуужань-вонгами. Я думаю, они заслуживают отдельной книги (или двух).
— К вопросу о воскрешении: хотелось бы знать, не скучаете ли вы по Джейсену как персонажу. Вы “познакомились” с ним во время НОД, когда он был подростком, развили его образ в “Темном улье” и описали его смерть в LotF. Я знаю, что множество читателей (как и я сам) выросло с Джейсеном. Вы по нему не скучаете?
Т.Д.: Очень проницательный вопрос. Да, мне не хватает Джейсена как персонажа. Каждый раз, когда я намереваюсь убить персонажа — особенно важного — я в тот или иной момент начинаю трусить, иду к редактору и говорю: “Это так необходимо?” К счастью, редакторы — мудрые люди, которые напоминают тебе, что планы составляются неспроста… Если серьезно, то автору всегда трудно убить любимого героя — очень трудно — и так и должно быть.
Источник: «Круг Силы | Комлинк»