Интервью Дж. Лукаса “Нью-Йорк Таймс”

Создатель “Звездных войн” рассказал о “Войнах клонов” и о мотивах, подвигших его на продолжение “завершенной саги”. На сайте «Круг Силы | Комлинк» перевели интервью с Джорджем Лукасом. Прочитать оригинал можно на сайте газеты, там же есть слайд-шоу концепт-арта Асажж Вентресс.





Будущим поколениям не нужно будет строить музей Джоржа Лукаса, потому что Джордж Лукас уже построил его сам. По обе стороны Моста Золотые Ворота он соорудил два храма, в которых делают “Звездные войны” и поклоняются им: Ранчо “Скайуокер” в графстве Марин и свой новый офисный комплекс – Центр цифрового кино имени Леттермана в Президио, где он собрал разнообразные реликвии шестифильмовой саги, от величественных (фигур злодеев Дарта Вейдера и Бобы Фетта в натуральную величину) до самодовольных (фонтан с Йодой) и самоуничижительных (карбонитная плита со всеми ненавидимым Джар-Джаром Бинксом).


Как и все религиозные святилища, эти здания одновременно прославляют человека, во имя которого их построили, и служат ему домом.



Используя свободу и богатство, собранное в основном благодаря астрономической прибыли от “Звездных войн”, г-н Лукас обзавелся беспрецедентными творческими возможностями; его следующий фильм мог быть чем угодно – от масштабного эпоса до одного из личных, интимных повествований, о которых он часто говорит. Однако же двумя его следующими работами будут проекты по “Звездным войнам” – не менее амбициозные, чем предыдущие фильмы, но потенциально менее перспективные в коммерческом плане. И они выходят в то время, когда даже верные поклонники “Звездных войн” начинают задумываться о том, можно ли вообще что-то еще извлечь из недр фантастического мира г-на Лукаса.


Несколько недель назад г-н Лукас (64-летний, с внушительной белой бородой) наведался в свой офис в Президио – как показалось, с некоторой неохотой – в перерыве между европейской и японской премьерами своей новой картины “Индиана Джонс”. “Я обожаю снимать фильмы; но продавать их я не слишком люблю, — сказал он, сидя в похожем на библиотеку зале заседаний “Лукасфильма”, уставленном полками с книгами о военной истории реального мира и романами вроде “Камо Грядеши”. – Но так как сейчас я в режиме продажи, для этого вы и здесь. Я буду заниматься продажами еще две недели. К тому времени я все продам.”


Он занимался проталкиванием компьютерного анимационного фильма “Звездные войны: Войны клонов”, который Warner Brothers выпускает 15 августа и который послужит вступлением к одноименному анимационному сериалу, дебютирующему этой осенью на Cartoon Network.


Несмотря на уверения в противоположном, г-н Лукас не закончил свою сагу о “Звездных войнах” в 2005-м г., когда вышла картина “Месть ситов” – третий фильм трилогии приквелов, собравший только в Соединенных Штатах более $1 млрд. Еще в 2002 году он задумал анимационный сериал о событиях между Эпизодами II и III приквельной трилогии, где были бы описаны приключения рыцарей-джедаев Оби-Вана Кеноби и Энакина Скайуокера (которому судьбой уготовано стать злодеем Дартом), и показать героев, злодеев и планеты, обойденные молчанием в приквельных фильмах.


Для г-на Лукаса это была возможность снова посетить воображаемую землю, дающую ему столько удовольствия. “Звездные войны”, — сказал он, — это песочница, в которой я обожаю играться.”


“Речь не о том, чтобы что-то кому-то доказать, — добавил он. – Мне это не нужно.”


Но неослабевающий интерес Лукаса к “Звездным войнам” указывает на урок, который уже усвоили равные ему кинорежиссеры: для них иногда проще снять большой фильм, чем маленький. Его давний друг и коллега Стивен Спилберг написал нам по электронной почте: “Всем нам хотелось бы делать маленькие, личные фильмы, которые проскальзывали бы на киноэкраны “под лучом радара”. К сожалению, для меня, для Джорджа и других режиссеров, переживших огромный успех, зона “под радаром” стала зоной, запрещенной для полетов.”


Г-н Лукас начал воплощать в жизнь свои проекты по “Войнам клонов” с того, что, задействовав технологическую мощь своего научно-исследовательского подразделения, начал строить “Лукасфильм Энимейшн”. Ныне это две студии – одна на Ранчо “Биг Рок” (часть Ранчо “Скайуокер”), вторая в Сингапуре. (В “Лукасфильме” отказались обсуждать их стоимость, но г-н Лукас поведал, что создание аналогичного предприятия в 1980х гг. – в то время, когда он продал Стивену П. Джобсу вновь созданную фирму под названием Pixar, занимавшуюся компьютерной анимацией – обошлось бы ему в сумму от 60 до 100 млн. долларов).


После этого он нанял команду мододых, увлеченных “Звездными войнами” киношников, которые почитают г-на Лукаса, как если бы он был самим Йодой. 


“Он — хозяин, — говорит Дейв Филони, режиссер фильма и сериала “Войны клонов”. – Чубакка существует, потому что он дал ему имя, придумал его, посадил в кабину.”


Эти двое работали вместе (г-н Филони был директором фильма“Avatar: The Last Airbender”, который шел пок каналу Nickelodeon), оттачивая анимеподобный облик “Войн клонов” и составляя сценарии. При этом они часто обращались к неиспользованным идеям г-на Лукаса, которые лежали под сукном еще с 1977 г, когда вышли первые “Звездные войны”.


Далее г-н Лукас сделал необычный шаг: он дождался, когда был почти готов первый 22-серийный сезон “Войн клонов”, и лишь затем, в конце 2007 г., предложил его телевизионным компаниям. Желающих сразу не нашлось. Fox Broadcasting — компания-близнец 20th Century Fox, которая выпускала фильмы “Звездные войны”, воздержалась. А Cartoon Network, которая в 2003-2004 гг. показывала традиционный двухмерный анимационный сериал под названием “Звездные войны: Войны клонов”, отнеслась к проекту вяло.


Возможно, это равнодшие было обусловлено недовольством зрителей приквелами с их напыщенными диалогами и запутаной политикой. А можут, указывало на то, что “Войны клонов” просто не совмещались с графиком вещания в прайм-тайм. “Они не влезали ни в одну сетку вещания, — сказал г-н Лукас. – Это не “Губка Боб Квадратные Штаны”, но в то же ремя это и не “Гриффины”.”


Г-н Лукас сказал, что компания Warner Brothers заинетересовалась только тогда, когда он решил выпустить кинофильм “Войны клонов” (вдохновившись увиденными результатами анимации), и киностудия убедила компанию-близнеца Cartoon Network еще раз присмотреться к телесериалу. (Представители Warner Brothers и Cartoon Network – обе компании являются подразделениями Time Warner – описали хронрологию событий несколько иначе, но не опровергли эту часть рассказа г-на Лукаса.)


Для Time Warner участие в “Войнах клонов” – нечто большее, чем уникальный шанс получить долю в доходной франшизе “Звездных войн”. “В нас вселяет энтузиазм именно сотрудничество с “Лукасфильмом”, — сказал Дэн Феллман, президент департамента внутреннего рынка Warner Brothers Pictures. – Не только по [сериалу] Cartoon Network, но и, возможно, по будущему игровому сериалу.”


   

Действительно, г-н Лукас уже работает над игровым телесериалом “Звездные войны”, и Time Warner была бы рада продемонстрировать, что какой-нибудь из ее кабельных каналов (например, TBS, TNT или HBO) – лучшее место для его показа.


Но вопрос остается вопросом: нужно ли делать новые “Звездные войны” прсто потому, что можно сделать новые “Звездные войны”?


Некоторые из приверженцев “Звездных войн” – в том числе даже те, кто работал с г-н Лукасом в разных “звездновойновских” проектах – неоднозначно относятся к его продолжающемуся разграблению научно-фантастического имущества, которое уже продило многочисленные комиксы, компьютерные игры и романы, не говоря уже о шести фильмах.


“Я думаю, для него это самый легкий путь, потому что не нужно придумывать все с нуля; сцена заранее готова”, — сказал Дженнди Тартаковски – режисер предыдущего короткометражного анимационного сериала г-на Лукаса “Войны Клонов”. Говоря как фан, г-н Тартаковски сказал: “Я его понимаю, но ведь еще есть столько неисследованого.”


Г-н Лукас сказал, что для него нет никаких срочных и непреодолимых причин возвращаться к своим самым популярным героям и мифам, за исключением того, что он может это сделать и это приносит ему удовольствие. Как пример он привел свою совместную с г-ном Спилбергом работу над “Индианой Джонсом и Королевством Хрустального Черепа”.


“Я имею в виду – зачем нам понадобился еще один “Индиана Джонс”? – спрашивает г-н Лукас. – Не было никаких причин его снимать, за исключением того, что – клёво! Это было бы прикольно.”


Впрочем, говоря о том, что “Звездные войны” не дают ему возможности выполнить свое обещание и вернуться к более личным, не столь масштабным фильмам, Лукас посетовал, что это и впрямь помеха. “Отвлечься очень легко, — хихикнув, сказал он. – Я, по крайней мере, отвлекаюсь.”


К тому же он с большим пессимизмом думает о рынке, на который выйдет фильм “не о далекой-далекой галактике”. “Возможно, он будет показан на каком-нибудь кинофестивале, — говорит Лукас. – Возможно, он пару недель будет идти в полудесятке кинотеатров на всю страну.”


Как он часто делал, г-н Лукас усвоил урок своего друга и наставника Фрэнсиса Форда Копполы, чей последний фильм, “Молодость без молодости”, имел очень скромный объем независимых показов, едва ли сравнимый с “Крестным отцом”. (В Соединенных Штатах фильм шел в 18 кинотеатрах и собрал менее 250 тыс. долларов.)


“Вы его видели? – риторически вопрошает г-н Лукас. – Эм-м, нет. Вы вообще знаете, что он вышел?”


Отвечая на вопрос, переданный по электронной почте, г-н Коппола согласился, что у фильмов, которые он сейчас снимает и которые собирается снимать г-н Лукас, мало шансов получить статус блокбастера. “Мы делаем фильмы для себя, — написал он. – Если никто не хочет их смотреть, что мы можем поделать?” (Патетически пожав плечами, г-н Коппола добавил: “Эмоции дают куда большие кассовые сборы, чем философия.”)


Другие бывшие коллеги г-на Лукаса отстаивают мысль, что новые проекты по “Звездным войнам” дали технологический толчок всей киноотрасли, вылившись в создание Industrial Light and Magic – передовую компанию по спецэффектам – и EditDroid, оборудования цифрового монтажа, которое было предшественником монтажной системы Avid editing.


“Возможно, он все делает для себя, но затем это все становится достоянием всей отрасли”, — сказал Сид Ганис, президент Академии киноскусств и наук, который был испольнительным продюсером в “Лукасфильме” в 1980-х гг.


Г-н Ганис добавил, что г-н Лукас обладает “интуицией, которой он упрямо руководствуется.”


“В нем есть что-то такое…. когда тебе говорят: “Нет, из этого ничего не получится”, это мотивация продолжать работу вопреки всему”, — добавил он.


И, как вам первым напомнит сам г-н Лукас, он много раз за свою карьеру доказывал своим критикам, что они неправы – от администраторов, которые считали, что “Американские граффити” принесут больше успеха как телевизионный фильм, и до коллег, которые убеждали его не финансировать “Эпизод V” из выручки “Звездных войн”.


Работая над “Звездными войнами”, которые являются его личной собственностью, г-н Лукас может позволить себе игнорировать вклад всех остальных. В случае “Войн клонов” он сам финансирует сериал и берет с Time Warner лицензионную плату за дистрибуцию фильма и показ сериала. (Человек, осведомленный с анимационными проектами компании, сказал — анонимно, чтобы не обидеть г-на Лукаса – что первые эпизоды “Войн клонов”, вероятно, стоят от 750 тыс. до 1.5 млн. долларов каждый.)


 

“Для меня гораздо проще просто снять сериал так, как мне хочется, и спросить: “Вот он, вы хотите купить лицензию или нет?” – сказал г-н Лукас. – Вот и все дела. Никаких замечаний, никаких комментариев. Мне нет дела до вашего мнения. Либо вы пускаете его в эфир, либо нет.”


Однако творческая независимость г-на Лукаса не может защитить его от суровых реалий кинобизнеса. Он не намерен – по крайней мере, открыто – тягаться с признанными анимационными студиями, такими как DreamWorks, “Дисней” и Pixar. Дата выхода “Войн клонов” в середине августа – необычно позднее время для “Звездных войн” — выбрана отчасти для того, чтобы избежать конкуренции со стороны новых фильмов от этих студий.


К тому же весьма и весьма вероятно, что “Войны клонов” станут самым низкодоходным фильмом из “Звездных войн”; по словам г-на Лукаса, он будет удовлетворен, если фильм соберет в США 100 млн. долларов. (“Месть ситов”, для сравнения, собрала 380 миллионов.)


Когда он, скажем, не докладывает в подкомитете Палаты представителей о технологии для классных комнат и не разгуливает в Канне под ручку со своей частой спутницей Меллоди Хобсон – президентом инвестиционной компании Ariel Capital Management – г-н Лукас занят множеством других проектов.


Сейчас он работает над вторым и третьим сезонами “Войн клонов” и готовится к съемкам игрового телесериала “Звездные войны”. Затем, сказал г-н Лукас, он будет искать для своей анимационной студии новые фильмы и сериалы и будет продолжать работу над “Красными хвостами” – давно задуманным фильмом о тускеджийских летчиках , который он продюсирует.


А потом – кто знает?


Г-н Лукас напомнил о “THX 1138” – антиутопическом научно-фантастическом фильме, вышедшем в 1971 г. Тогда он считал, что это будет единственный фильм, который он как режиссер снимет полностью так, как ему представляется. (Реакция критиков и коммерческие результаты фактически доказали, что он был прав.)


Все, что ему дало богатство, говорит г-н Лукас, обеспечивает ему возможность делать фильмы так, как ему хочется. “У меня есть еще несколько попыток, — сказал он. – Я могу сделать еще с пол-дюжины “THX”. Я потеряю все деньги, которые в них вложу, это не вызывает сомнений. Но это принесет мне море удовольствия.”


 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *