Новый главред Lucas Licensing по книжкам и комиксам пока молчит, поэтому предлагаем вспомнить старого. Это интервью опубликовал сайт Knights Archive в конце августа.
Как большинству из вас известно, Сью Ростони, ответственный редактор Lucas Licensing, недавно ушла со своего поста после долгой и успешной карьеры. Я не сомневаюсь, что она наслаждается заслуженным отдыхом, но недавно она вернулась в мир “Звездных войн” и дала нам интервью. Сказать, что мы были в экзальтации, – значит ничего не сказать!
Сью родилась и выросла в Северной Каролине и сменила множество работ – от механка по мотоциклам и плотника до второго пилота и редактора. Она закончила Университет Сан-Франциско и последние 20 с лишним лет работала в Lucas Licensing – одной из компаний в составе Lucasfilm Ltd. В июле 2011 г. она ушла с поста ответственного редактора. Она живет вместе с собакой Тики и котом Баттерсом в доме, который построил ее дед.
— Итак, что вы чувствуете, расставшись со столом редактора после стольких лет работы?
— Первый месяц я словно плыла по течению. Я была довольна, но еще не привыкла. Я скучала по понедельничным утренним разговорам с Джонатаном Ринзлером, по походам на кофе в “Джавву Хатта”, по апдейтам от Шелли Шапиро и по переписке с авторами по электронной почте, по утренним голосовым сообщениям от Рэнди Стрэдли, а однажды в среду мне отчаянно захотелось поредактировать какой-нибудь сценарий от Dark Horse. Потом я однажды пришла в офис на прощальную вечеринку коллеги и почувствовала себя совершенно как дома – мой офис еще никто не занял, и я смогла посидеть в “своем” кресле и проникнуться ощущениями этого места. Но все-таки должна сказать, что я была рада распрощаться с драматизмом этой работы и ее дедлайнами.
— Был ли в вашей работе момент, который вы можете назвать своим любимым?
— Нет, не какой-то один конкретный момент. Мне посчастливилось пережить очень-очень много памятных моментов, часов, дней… Первым приходит на ум вот этот:
В конце 1995 – начале 1996, г. я работала с Брайеном Дейли, который писал радиоадаптацию “Возвращения джедая”. Как вы, наверное, знаете, Брайену оставалось жить недолго, и он очень хотел закончить этот проект. Мы очень много разговаривали по телефону, и хотя он никогда не говорил о своем здоровье, мы оба знали, что его ждет и чего он хочет достигнуть. Для меня было большой честью помочь Брайену с этим. Брайен ушел от нас вскоре после завершения сеансов записи, и занимавшаяся этим команда записала для него благодарственную кассету и переслала мне копию. В такие моменты чувствуешь, что твоя жизнь имеет смысл.
Еще мои любимые эпизоды – совещания авторов “Судьбы джедаев”. Только представьте себе, как Аарон Олстон, Трой Деннинг и Кристи Голден сидят за круглым столом с Шелли Шапиро, Лиландом Чи, Пабло Идальго, мной (и другими), прорабатывая идеи, арки персонажей, кульминации и моменты затишья. Неизбежные вопросы: Что делать с Ханом? Лея не может по-прежнему быть дипломатом! Готова ли Джейна стать мастером? Не нужна ли Бену подружка? А как быть с Зекком и Джагом?? Спустя четыре часа и множество новых стартов, уходов в сторону и безумных идей, усталые, но веселые, мы придумали самую изюминку сценария и закончили общее описание. Отличный способ делать работу.
— У всех у нас бывают трудности с работой. Какой была самая большая трудность, с которой вы столкнулись?
— Тут я должна упомянуть огромный объем серии “Новый Орден джедаев”. Помогать двенадцати разным авторам написать 19 историй, продолжающих друг друга, – это было смелое предприятие. Как свидетельстует история, такие серии по ходу дела теряют читателей, и цифры продаж последних книг зачастую выглядят уныло. Причем речь идет о куда меньших сериях – трилогиях и т.д.
Поэтому уже сама идея 19-книжной серии была смелой – если не сказать безрассудной. А попросить первого автора, Р. А. Сальваторе, убить Чубакку в первой же книге (“Вектор-Прим”)… ну, это было уже чистое безумие. Но дело того стоило: история оставалась сильной до самого конца, и все девятнадцать книг попали в список бестселлеров по версии “Нью-Йорк Таймс”. Книги явно зацепили фанов – было очень много мнений, очень много эмоций.
— В большинстве книг Расширенной Вселенной на странице “благодарностей” упоминается ваше имя – авторы признательны вам за советы и руководство. Что это значит для вас?
— Я помню первый раз, когда увидела свое имя в разделе благодарностей – я была ошеломлена, взволнована, горда, благодарна; лавина эмоций. Хотя сейчас я уже больше к этому привыкла, по-прежнему здорово думать, что я помогала мотивировать авторов, чтобы они вкладывали душу в свои книги, что вместе с Шелли и авторами я работала в этой легендарной вселенной. Эти благодарности я всегда воспринимала очень серьезно, я их очень ценю.
— Когда вы оглядываетесь на направления развития и на состав хронологии Расширенной Вселенной, как вы оцениваете события, происшедшие в EU? Удовлетворены ли вы ими? Жалеете ли о чем-то?
— Я удовлетворена – в развитии Расширенной Вселенной участвовали очень многие (включая ботанов), и я думаю, что все справились на отлично. Мы пополнили семью Соло/Скайуокеров запоминающимися и сложными персонажами, которые возьмут бразды правления, когда герои старшего поколения “уйдут на покой”. Мы перепрыгнули в будущее в комиксах о Кейде Скайуокере, дав читателям надежду, что Бен будет жить! Мы отошли от историй о “самом ужасном оружии в галактике” и переключились на более интимные истории о внутренних конфликтах и дилеммах взаимоотношений. По моим ощущениям, серия вышла далеко за пределы простых дополнений к НФ/фэнтези-медиа.
О чем жалею? Навскидку – когда в “Звезде за звездой” погиб Энакин Соло, некоторые фаны жаловались, что мы не показали адекватно горе других персонажей, не дали читателям вполне прочувствовать эмоциональную травму смерти Энакина, эмоции, которые испытывали фаны, но которые не были отражены в поведении самих персонажей. Но серия “Новый Орден джедаев” была довольно мрачной, и мы уже пережили боль утраты Чуи, увидели, как Хан поддался отчаянию – в общем, мы решили на этот раз приглушить тон и избавить читателей от нового эмоционального потрясения. Возможно, мы немного перестарались.
— Думаю, можно уверенно сказать, что большинство поклонников Расширенной Вселенной одобряют то, что вы сделали, и аплодируют вашей многолетней открытости. Но и жалоб вы тоже наверняка наслушались. Как вы относитесь к такой реакции фанов?
— Да, жалобы, конечно, были! Но это были жалобы со стороны ярых фанов, людей, которые неравнодушны к “Звездными войнам” и их персонажам, которые так увлечены этой галактикой, что считают нужным протестовать, когда что-то кажется им неправильным. Жалобы способны мотивировать и наводить на размышления, меня они побуждали проверять материалы дольше и внимательнее. Я ничего не имею против возражений энтузиастов.
— Отслеживание Расширенной Вселенной очень долго было вашей работой. Вы планируете продолжать следить за ней уже как покупатель или пришло время переключиться на что-то совсем другое?
— Очень хочу, и как покупатель, и как участник. Я приняла предложение Random House/Del Rey поработать фрилансером и поредактировать Star Wars: The Essential Reader’s Companion – я очень рада возможности поработать с Пабло Идальго, моим хорошим другом. Эта книга выйдет в августе следующего года, и в ней будут оригинальные иллюстрации Джеффа Карлайла и Криса Треваса. Я надеюсь, что фрилансерская работа на этом не закончится, и определенно собираюсь прочесть “Апокалипсис”.
И, само собой, я намерена и дальше читать комиксы Dark Horse!
— По чему вы будете скучать, уйдя из “Лукасфильма”?
— По людям. По коллегам и издателям, по сотрудникам отдела маркетинга – лучшим из всех. Мне будет не хватать бесед с Тьерри Морне (Delcourt, Франция), Анной-Лорой Геганек (Editions Atlas, Франция), Тимом Эрхардтом (Panini, Германия) и Эндрю Джеймсом (Titan, Великобритания). Шелли и Рэнди; Дейв Маршалл и Фредди Линс из Dark Horse; Дэвид Померико, Кейт Клейтон и Эрих Шёневайсиз Random House; коллеги из LFL Джонатан Ринзлер, Лиланд Чи, Тони Алдерс и многие другие. Я скучаю по работе, которой я так пропиталась, что она сочилась из моих пор и приходила в мои сны. Скучаю по коллективу невероятно талантливых людей, готовых забыть о своем эго и чувстве собственника ради общей цели. По рисункам, которые я видела в стадии набросков и готового арта, и по проектам, в которых я участвовала на всех стадиях, от идеи до готовой книги. Это была замечательная работа, приносившая мне огромное удовольствие. Я даже не знаю, как выразить благодарность за эти годы моей жизни – за возможность отдавать все свои силы и действительно делать дело, которое что-то значит. Мне очень повезло.