Как Star Wars Outlaws обнажает одну из главных проблем современных «Звёздных войн»

Изобилие контента даже по крайне популярным франшизам — не всегда однозначное преимущество.

Star Wars Outlaws едва ли можно назвать успешной игрой. На релизе в августе 2024 года приключение контрабандистки Кэй Весс приняли крайне сдержанно: и пусть средняя оценка от профильных изданий на Metacrititc со временем зафиксировалась на отметке 75 баллов, обычные игроки по-прежнему очень скромны в своей похвале: на момент написания этой статьи пользовательская оценка на упомянутом агрегаторе установилась на отметке 5,3 балла из 10. Чуть лучше ситуация в Steam, где отзывы игроков в основном положительные — но и негативных откликов полно.

Финансовые показатели тоже не позволяют говорить о каком-либо успехе Star Wars Outlaws. За месяц с релиза игра продалась весьма скромным тиражом в миллион копий. Для сравнения: джедайский экшен Star Wars Jedi: Fallen Order от EA и студии Respawn за чуть больший срок — с ноября 2019-го по январь 2020-го — купили более 8 миллионов человек. Сопоставимые продажи были у его продолжения — Star Wars Jedi: Survivor. Про зрительскую базу фильмов и сериалов по «Звёздным войнам» и говорить как-то неловко: едва ли существует человек, который никогда не видел отрывка из какого-нибудь эпизода или вовсе не слышал о существовании франшизы.

Низкий интерес к Star Wars Outlaws со стороны игроков можно объяснить двумя вещами, которые чаще всего фигурируют в обзорах и материалах по игре. Во-первых, это баги и технические проблемы: на то, чтобы избавить экшен от большинства недостатков, у студии Massive Entertainment ушло несколько месяцев — и сейчас приключениями Кэй Весс можно насладиться именно так, как это было задумано. Во-вторых, чести Star Wars Outlaws не сделали дизайнерские проблемы: слабый стелс, некомфортная механика стрельбы, раздражающий искусственный интеллект. Впрочем, и многие из этих моментов студии удалось исправить в обновлениях.

Тем не менее, даже несмотря на то, что разработчики уже сделали Star Wars Outlaws лучше, чем она была на релизе, и явно намерены продолжать это делать, количество игроков уже вряд ли увеличится настолько, что можно будет говорить пусть и о запоздалом, но всё-таки коммерческом успехе. Причина здесь не только в том, что репутация проекта испорчена, а ожидания игроков обмануты — это тоже, но есть, как мне кажется, ещё один фактор, из-за которого Star Wars Outlaws обречена остаться одной из наименее успешных игр по «Звёздным войнам». И этот фактор — переизбыток контента по франшизе, которая всё меньше и меньше учитывает интересы и желания фанатов.

Скриншот: игра Star Wars Outlaws / Massive Entertainment

Справедливости ради стоит сказать, что вселенная «Звёздных войн» всегда была многоформатной и никогда не ограничивалась одними только полнометражными фильмами. Уже в конце 1970-х, когда на экраны вышел оригинальный эпизод, позже получивший название «Новая надежда», автор вселенной Джордж Лукас не стеснялся расширять франшизу — так, в 1978-м появился телевизионный фильм Star Wars Holiday Special, приуроченный к рождественским праздникам и больше похожий на театральную постановку. Именно в нём, к примеру, впервые представили охотника за головами Бобу Фетта, который в будущем станет одним из самых узнаваемых образов из Star Wars.

Расширение вселенной и превращение «Звёздных войн» в масштабную медиафраншизу продолжилось в 1980-х годах, когда на фоне второго и третьего эпизодов саги на телевидении запускались сериалы по вселенной — Star Wars: Droids, The Ewok Adventure, Ewoks: The Battle for Endor и другие. Этим дело не ограничилось — были и комиксы от Marvel и Dark Horse, игрушки, книги и прочая сувенирная продукция. А первые аттракционы, основанные на «Звёздных войнах», построили в парках компании Disney в 1987 году — за 25 лет до того, как эта корпорация получила права на франшизу. В 1990-х истерия по Star Wars вышла на новый виток с выходом первой части трилогии приквелов, появлением качественных игр по мотивам и началом продаж тематических конструкторов от LEGO. В 2000-х вышло ещё больше крутых игр — от Star Wars: Jedi Knight до Star Wars: Knights of the Old Republic, — а также сериалов вроде Star Wars: The Clone Wars и другой сопутствующей продукции.

Но всё это даже близко не сравнится с тем, насколько активно и агрессивно франшиза Star Wars стала разбухать, поглощать информационное пространство и захватывать внимание людей после 2012 года — то есть после того, как Disney купила компанию Lucasfilm и права на вселенную.

Скриншот: игра Star Wars Outlaws / Massive Entertainment

Только за последние два года по мотивам «Звёздных войн» вышло десять новых сериалов, восемь игр, включая переиздания старых релизов для современных платформ, десятки конструкторов от LEGO и бесчисленное множество комиксов, книг, аксессуаров и игрушек. И вдумайтесь только — это без учёта фильмов из трилогии сиквелов, двух фильмов-ответвлений (про отряд Rogue One и Хана Соло) и шоу вроде «Мандалорца». Всё это появилось до 2022 года!

Эти рассуждения запросто можно принять за бессмысленную жалобу на то, что, видите ли, по одной из самых популярных франшиз современности делают много хорошего. Но, во-первых, далеко не всё, что делают, — хорошее и нравится фанатам: тут можно вспомнить хотя бы их реакцию на сериал «Аколит», который вышел в 2024 году. А во-вторых, такое бесконтрольное многообразие стремительно размывает фокус аудитории и порой мешает делать адекватные выводы по поводу новых продуктов — именно это, на мой взгляд, произошло со Star Wars Outlaws.

Скриншот: игра Star Wars Outlaws / Massive Entertainment

Попробуйте на секунду вообразить мир образца второй половины 2000-х годов, в котором лучшей игрой по «Звёздным войнам» по-прежнему остаётся Star Wars: Knights of the Old Republic. Прекрасная RPG, с огромным количеством достоинств, но вышедшая слишком давно — ещё до того, как в играх случилась технологическая революция и вышли консоли PlayStation 3 и Xbox 360. А теперь представьте, что в таком мире компания Ubisoft, которая недавно создала первую часть Assassin’s Creed и готовится показать вторую, ещё более прорывную, анонсирует Star Wars Outlaws — первую игру по «Звёздным войнам» в большом открытом мире, где можно заскочить в свой собственный космический корабль и без подзагрузок сперва улететь в открытый космос, а затем совершить гиперпрыжок в другую систему и — снова без экранов с загрузкой — приземлиться на другую планету.

На самом деле сильно напрягать воображение не нужно. Оглянитесь ненадолго назад и посмотрите на Hogwarts Legacy — первую игру по «Гарри Поттеру» в большом открытом мире, где можно прогуляться по коридорам волшебной школы, а затем запрыгнуть на спину гиппогрифа, облететь башни знакомого замка и отправиться на исследование Запретного леса или деревни Хогсмид.

Скриншот: игра Star Wars Outlaws / Massive Entertainment

Можно возразить и сказать, что Hogwarts Legacy гораздо лучше Star Wars Owtlaws как игра, но на самом деле, если внимательно проанализировать приключение в мире «Гарри Поттера», окажется, что с точки зрения геймплея это не самое великое произведение. В нём тоже встречаются баги, далеко не все квесты там получится назвать увлекательными, да и механиками, которые придумали разработчики, не так-то просто увлечь хардкорных игроков. В чём тогда секрет Hogwarts Legacy? В том, что игроки не то что ничего подобного в этом сеттинге прежде не видели — они вообще никогда не получали качественных и высокобюджетных игр по «Гарри Поттеру». И не только игр: серия «Фантастических тварей» погибла сама собой, а шоу-реюнион 2020 года вышло и забылось. Буквально всё внимание фанатов «Гарри Поттера» было сфокусировано на Hogwarts Legacy — и результатом стали 30 миллионов проданных копий.

Кроме того, разработчики Hogwarts Legacy очень хорошо знали свою аудиторию и прекрасно понимали, что ей нужно. Миллионы людей по всему миру большую часть своей жизни мечтали о том, как было бы здорово оказаться в волшебном мире и поступить в Хогвартс — именно это и дала им игра. А Star Wars Owtlaws, основанная на вселенной, которая славится в первую очередь историями о джедаях и боями на световых мечах, предложила историю… никому не известной девушки, которая в любом фильме или сериале по мотивам оказалась бы в лучшем случае неприметным побочным персонажем. Такой беды нет у Star Wars Jedi: Fallen Order и Star Wars Jedi: Survivor, как можно догадаться.

Скриншот: игра Star Wars Outlaws / Massive Entertainment

Да, проекты вроде «Андора» и «Мандалорца» доказали, что и без джедаев на главных ролях можно рассказать интересную историю, да и в целом едва ли кто-то станет спорить с тем, что вселенная «Звёздных войн» достаточно богата на образы и события, чтобы не ограничиваться только магами со световыми мечами. Но драматический сериал и видеоигра — разные форматы. В первом случае зритель наблюдает за историей, которая будет развиваться без его участия. В игре же эту историю ему во многом необходимо строить своими руками. Не буквально, конечно, ведь сценарий здесь тоже написан заранее, но в том смысле, что он сам может решать, как провести следующие два часа: выполняя основной сюжетный квест с красивой постановкой или убегая от охотников за головами, работающих по приказу Империи или какого-нибудь синдиката, которому насолила главная героиня.

Перенасыщение рынка контентом также привело к проблемам с тем, что считается каноном, а что — нет. После многочисленных игровых адаптаций, где была Старая Республика, а Люк Скайуокер после событий шестого эпизода основал собственную академию джедаев, Disney принялась выстраивать новый канонический бэкграунд, основу которого прописали во множестве комиксов и книг, а также мельком рассказали в сериалах. И если вам нравится вселенная «Звёздных войн», но разбираться в новом каноне нет желания (и в этом сложно кого-либо винить — загадка, как новичку к этому всему подступиться…), то некоторые локации, детали и персонажи в Star Wars Outlaws оценить сполна не получится. Впрочем, акцента на знании современного лора «Звёздных войн» всё-таки нет — и за это разработчикам спасибо.

* * *

Выступать адвокатом дьявола — последнее дело, но важно сказать, что Star Wars Outlaws — не плохая игра. Более того, если вас воротит от словосочетания «игра Ubisoft», то и в этом смысле приключениям Кэй Весс есть чем вас удивить: в нём нет многих элементов, за которые принято критиковать проекты компании.

Другое дело, что предложить интересный опыт Star Wars Outlaws может далеко не всегда. Ей попросту нечем выделиться на фоне того, что в последнее время происходит с франшизой. Впрочем, если вы когда-нибудь решите устроить детокс от «Звёздных войн», то Outlaws неожиданно может стать поводом вновь обратить внимание на эту вселенную.

Via

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *