Это перепечатка интервью журналу «Круг Силы» от декабря 2005 года.
В нем рассказано о становлении проектов JKII: Jedi Outcast и SWKotOR, и их коммьюнити, о фэндоме Звездных Войн.
Максим — профессионал до мозга костей. Очень ответственный человек, прирожденный лидер, никогда не требующий от людей больше того, что он может сделать сам. Живущий скорее по принципу — поступай с людьми ровно так как хотел бы что бы они поступали с тобой самим. Нежно переживающий за судьбу своих интеренет-проектов и заботящейся о своих юзерах, своей «пастве». Замечательный человек и к тому же красавец мужчина 🙂
TroZkiy, theforce.ru
А какова предыстория обих твоих никнеймов — Тускен и Takoi? Все было просто, или же есть пара-тройка интересных историй обо всем этом?
Предыстория короткая: в универе, когда я писал маленькие в несколько килобайт программы, я и подписывался коротким, в 5 символов, ником (всего 5 байт). Придя в интернет, начав делать проекты, я решил сменить ник, и понял что тут можно и не ограничиваться. Кроме того, хотел сохранить свое имя (что вообще странно для ника) и добавить что-то японское. Так появилась приставка «Takoi»: что-то из Такеши, Такойши, Такоймасатака и прочего. К примеру, вот что нам по этому поводу сообщает Google: вот, вот или вот. (*громко смеюсь*).
Зарегистрировавшись на всем уже известном ЗВ-форуме на Камраде, странно было оставаться с таким ником. Самое подходящее было — сменить приставку на что-то «звездновойновское». Слово «Tusken» пришлось как нельзя кстати. Во-первых: меня всегда завораживал этот песчаный Татуин из Эпизода 4, во-вторых: самый любимый мой трек из саундтрека — это «The Dune Sea Of Tatooine/Jawa Sandcrawler», и в-третьих: слово начиналось на туже букву что и мой ник и было очень созвучно с ним. Таков выбор моего зв-ника.
И вообще в интернете, среди разработчиков: меня знают и под одним, и под другим ником.
Что для тебя такое — сделать и запустить проект? В чем это выражается?
Сейчас для меня слово «проект» — это только веб-проект. Были времена, когда под ним скрывалось нечто другое. «Сделать проект» — это начальная стадия, «запустить проект» или «запустить сайт» — это, можно так аккуратно сказать, предпоследняя стадия. Для меня — это все работа. Иногда очень приятная работа,… как всем известные мои две работы, точнее проекта.
А с чего начинался каждый из твоих sw-проектов? Просто ли от наличия вдохновения, или же у тебя все было запланировано заранее?
Первый мой ЗВ-проект — это сайт по экшену «JKII: Jedi Outcast», начался всего лишь с маленького увиденного промо-сайта на ЛукасАртс в каком-то 2002 году. Уже тогда в игре чувствовалась сила и энергия, и обещание быть хитом. Да и ждали такую игру долго: всем хотелось как следует испытать силу светового клинка в игре от первого лица! Вообще-то, игра выдающаяся — посмотрите сами на количество запушенных за бугром мультиплеерных серваков и играющих на них людей.
Этот первый сайт делался долго и скрупулезно: макеты, шаблоны, поиски и перевод материала, обработка информации, верстка материала, написание скриптов. Открою маленькую тайну и скажу: предтечей для него был макет сайта для другой игры — «Star Wars Galactic Battlegrounds», на основе которого потом уже была выработана «сетка», оформление и прочие детали сайта. Но эта игра на тот момент уже вышла в свет (в том числе и в России), и запускать сайт вдогонку к игре не имело смысла. А вот к следующей игре «JKII: Jedi Outcast» сайт был уже готов задолго до ее выхода (за месяц) и стал привлекать поклонников Звездных Войн. Таким образом, сайт «JKII: Jedi Outcast русский сайт», как и полагается в маркетинге, открыл дорогу продукту и подготовил почву. Конечно же не моему продукту.
Результаты были через пару месяцев: посещаемость возросла в 2,5 раза, а потом еще в 2,1 раза (с в среднем от 50 человек в день до 120 человек в день). И потом еще росла на протяжении 4-5 месяцев, достигнув 200 человек в день. Конечно же цифры смешные для интернет-сайта, но если вспомнить что к этому финансирование не привлекалось — это очень успешный выход сайта. На заметку: сейчас между прочим, сайт собирает около 500 человек в день — и это при том, что игры уже давно отгремели.
Идея создания же второго моего колосса на лазерных ногах — «Star Wars: Рыцари Старой Республики» (официальное название сайта именно такое: в сочетании английских и русских слов — были люди которые пытались диктовать свое название сайта, но они видимо плохо знакомы с поисковиками и оптимизацией) — просто легка и непринужденна. Осенью 2002 года мне форумчане с «JKII: Jedi Outcast русский сайт» советовали, даже просили создать сайт по выходящей скоро PRG «Star Wars: Knights of the Old Republic». Говорили, умоляли, чтобы я сделал всего лишь дизайн, а вести и поддерживать сайт и форум будут они сами. Я же отказывался вести сайт, зная что это сильно обременительно. Но потом, когда концепт-арты новой игры очаровали меня, я выкроил время, сделал макеты, быстренько «собрал» сайт и административную часть. Подключил к поддержке брата — Anton_Takoi, и сайт запустился. Спустя время, можно смело сказать, что проект «Star Wars: Рыцари Старой Республики — русский сайт», гораздо лучше удался, чем первый сайт по ЗВ. Он более гармоничный, более детальный и более стильный. А все очень просто: основа та же, а проработка, «шлифовка» более глубокая была. В сумме же, с учетом набора и подготовки материала для сайта, написанию и обработке скриптов, время на разработку второго сайта ушло меньше времени, чем на первый. А игра вышла спустя год — осенью 2003 года. И люди на моем сайте уже ее ждали.
И как вообще приходит или просто появляется желание творить? И что его стимулирует — или наоборот, подавляет? И как тебе работается под музыку, в частности?
Желание творить — спонтанно приходит. Даже не знаю причин его появления. А вот под музыку работается, если это связано с поиском идей или решений, плохо. А если это сидеть и забивать полмегабайта текста на сайт по шаблонам — тогда U2, Moby, а особенно саундтреки (саундтреки я вам скажу, удивительная штука: написанные для фильма, они, отдельно, составляют вполне законченную и цельную вещь. Иногда даже увлекаюсь, слушая саундтреки, к фильмам, которые еще не видел). Под пиво, кстати, тоже плохо работается. Под пиво, можно только отдыхать… на Пляже (фильм Дэнни Боэла).
У каждого человека — какой бы он профессией не владел — есть свой инструментарий. Скальпель — у хирурга, винтовка — у снайпера, ножницы у садовника, — все так или иначе помогает добиваться задуманного. Что помогает лично тебе в работе с текстом, графикой и кодом твоих проектов?
При верстке — UltraEdit 32, простой такой текстовый редактор со множеством удобств. Благо, я HTML, CSS и остальное знаю на высоком уровне, что позволяет мне править прямо в коде, контролируя все нюансы верстки.
С графикой — угадайте сами, что юзаю. Хе, вот многие и не угадали — Adobe Photoshop CS CE, именно CE (для Центральной Европы), а не какой-то то там вшивый переведенный пиратами CS. В векторе — Adobe Illustrator CS CE. А еще использую: Macromedia Flash MX, Macromedia Dreamweaver и полдюжины браузеров.
Интересно, насколько плотно засел в твоей жизни этот самый голубой экран, с которого сейчас читается этот текст. Работа — понятно, а кроме нее? И сколько лет ты уже ты уже практикуешь медитации в кампутерное Дао?
Э, уважаемый — голубой экран в Вениках означает только одно — систем халт, полный халт. И видеть такой экран я никогда не хочу.
Вообще-то, монитор, компьютер засел в моей жизни очень глубоко. Конечно ловлю себя на мысли, что этот комп с его интернетом меня уже достал, и я хочу хоть несколько недель отдохнуть без него. Кроме того, многие удивляются: «Ты на работе делаешь сайты. Дома ты тоже создаешь сайты. Как какое возможно?». Я отвечаю: «Мне дико повезло. У меня хобби превратилось в работу.» Конечно же, кроме веб-дизайна есть и другие, правда уже давно забытые увлечения: моделирование, география, астрономия с астрофизикой.
С компьютером (с РС) я работаю вот уже 10 лет. В Интернете — 6 или 7 лет. Помню становление ростовского Интернета, зарождение новых сайтов, новых интересных проектов, к которым и сам был причастен.
А есть ли у тебя опыт каких-нибудь ролевых игр живьем? Многие ведь этим увлекаются.
Нет, такого опыта нет. Да и не тянет меня к этому. Разве только что посидеть в стороне, потягивая пиво, посмотреть на сайберфайтинг других.
А что для тебя машинка, за которой ты работаешь? Груда «железа», или нечто большее и имеющее свой характер?
Это для меня инструмент. Характера у компа нет, он всецело должен подчиняться мне и моим целям: не глючить, стабильно и производительно работать. Порядок в организации чего бы то ни было (каталогов, проектов или даже рабочего места) — одно из моих главных правил. А ведь были времена, когда винты были по 200-300 Мб, я знал наизусть структуру всех своих каталогов и местонахождение файлов. А вы знаете, что поиск информации, будь то в Инете, или на собственном диске, — одна из самых времязатратных операций. Так что компьютер мой всегда в порядке и стабильно работает, или должен быт таковым.
Как рождаются сайты — твое субъективное мнение? И что первое — четкая концепция, внешний вид — или же просто идея, в той или иной мере описывающая будущее движение?
Первое — это четко для себя уяснить для чего нужен сайт, ответить себе на вопрос «Что он нового даст посетителям, что принесет им?». А потом уже следует: коммерческий сайт (за разработку которого тебе или твоей компании платят деньги) или некоммерческий. Разные этапы, разные сроки и пути.
При первом подходе, внешний вид — пустое. Структура сайта, информации на нем — вот что важно. Не дать пользователю запутаться в сайте, подталкивать его к следующему клику, переходу.
При втором подходе: дизайн и идея — это важное. Посмотрите на работы Троца — внешний вид и стиль на первом плане, а простота использования — на втором. Так при этом всем они нравятся! Это я тут хорошо все расписываю, а на своих некоммерческих сайтах редко когда такое делаю — времени нет.
У каждого творца, реализующего свои задумки в инете, как правило, есть своя история о том, как состоялось первое знакомство с технологией. Первая загруженная страничка, самый первый из посещенных сайтов, первый опыт разметки, первый «блин» в графике. Поделись воспоминаниями — очень интересно!
О! Первый сайт, на который я зашел — это был Yahoo. Символично очень. Вот сейчас наоборот, борюсь с ним, точнее с сайтами его типа — занимаюсь поисковой оптимизацией.
Первая книга по HTML, с помощью которой я набрал первый тег — брошюра к модему USRobotics об интернете на английском, естественно, языке, в котором одна глава была посвящена этому самому HTML. Помню, пришел в неописуемый восторг, когда увидел результат работы тега <title>, а потом и <h1>, <h2>. Причем, эта глава была в конце книги: я долго рассматривал и изучал предыдущие главы об Mail, WWW, каталогах сайтов и только потом увидел, что есть некое фантастическое Пособие, с помощью которого можно создавать файлы с расширением *.html
Спустя несколько месяцев сразу же опробовал сверхфантастические особенности Каскадных Таблиц Стилей и возможности абсолютного позиционирования слоев: сделал полностью текстовый сайт с буквенно-графическими элементами. Тоже было здорово! В графике помню еще Photoshop 4, в котором рисовал сайты: выдающегося, кстати, ничего в нем не нашел — все его особенности я воспринял как должное.
Макс, а как ты вообще к компьютерным игрушкам относишься? И если ли что припомнить примечательного и забавного из твоей игровой практики?
Игрушки для того чтобы играть в них. Но в последнее время все меньше и меньше времени уделяю им — ну кроме тех, изучить которые я должен по статусу. Я про серию JK2, SW KotOR. Вообще считаю, что игры развивают (к примеру, Q2 — реакцию, Warcraft — стратегическое мышление) и полезны где-то до 20-22 лет — потом они только отбирают время. Будь они неладны! Хотя вот в Q2 на работе с мужиками режемся до сих пор — некоторые уже подрывались бросить это дело по несколько раз. Приятно вспомнить свои бессонные ночи на пиксельно-красивых картах Warcraft 2 (ой, да наверное у многих это было, кто старше 25 лет), дикое завывание ветра в Dark Forces, погоня за технологиями в Civilization II.
Самое яркое последнее впечатление от игры: две бесплатные недели в Star Wars Galaxies и невероятные ночные пейзажи Татуина — первого города, где я респавнился. Этот шум улиц, мягкая музыка в далике, пробегающие мимо люди … и поднимая голову на небо — два «Стар Дестроера» на орбите, рядом с планетами. Ощущение бесподобное!
И дурацкий вопрос в лоб… Признавайся, какой тип сейбера ты выбрал в Jedi Academy: одинарный, двойной или же матерый дартмольский стафф? А играет ли для тебя какую-либо роль цвет клинка при выборе?
Опять же: по статусу руководителя портала — я выбрал все. А между нами говоря: сначала я использовал двойной лайтстаф Дарта Мола. Впечатлительность от фильма, знаете ли. Цвет лезвия меча в этой серии игры для меня не играет роли.
Через твои проекты налажена доставка дисков всем желающим приобрести редкие полные многодисковые дистрибутивы игр, рассматриваемых в движимых тобой проектах. Чем твои диски так отличаются от всего того ассортимента порезанных игрушек, стараниями господ компьютерных пиратов до отказа набивших полки игровых магазинов повсюду?
Вот тем и отличаются: я достаю копии лицензионных дисков (начиная с JK2: JA), только с креком no-cd, который «отучает» игру от метки диска. И все. Практика на основе SW KotOR, показала что полная версия такой игры пользуется спросом, ибо все то что вырезали на прочих дисках, имеет очень важное значение в восприятии игры. Кроме того, SW KotOR уже нигде не достать, а у меня на сайте она доступна для заказа.
И почему твоя курьерская служба пользуется такой популярностью? Какие отзывы от благодарных заказчиков наиболее запомнились?
«Курьерская служба» — сильно сказано! Это обычная доставка наземной почтой, а иногда и авиапочтой. Отзывы запомнились еще какие! Многие, очень многие благодарят: все эти отзывы можно прочесть у меня в форуме.
А что пользуется наибольшим спросом из списка предлагаемых игр? Не иначе как KOTOR в обеих своих версиях, угадал?
Именно! А как иначе? Лучшая, по отзывам зарубежных и российских критиков, ролевая игра на текущий момент в своем жанре! Многие говорят, что если бы выкинуть весь сюжет и антураж ЗВ из нее, игра бы все равно была бы лучше. ЗВ в данном случае придает особый колорит … ну и способствует увеличению количества фанатов Вселенной ЗВ. Последнее время также много заказывают и мультсериал Clone Wars.
А какова самая дальняя точка доставки на данный момент? Практикуешь ли ты расстановку флажков на большой карте во всю стену?
Самая дальняя точна — по-моему, Владивосток. Но уж как долго пришлось людям ждать ее! Зато, я прилагаю бонусы особо рьяным или особо интересным покупателям: к примеру, одной маме, которая покупала диски в подарок для детей (!) я отослал еще бонусный диск. Были рады. Да и еще: чтобы развеять лишние домыслы, скажу что все последние диски я отправляю с обложками.
А есть ли у тебя свои собственные, проверенные временем приметы или ритуалы, касающиеся создания или движения проектов? При подобном размахе и общей практике их должно накопиться в избытке.
Да есть примета одна. Но о ней умолчу — сглазят же!
Всем известно, что твое сотрудничество с Троцким весьма позитивно и плодотворно: Троц развивает свой медиа-холдинг «theforce.ru network», а ты воплощаешь свои идеи в успешные и жизнеспособные проекты в рамках «Форсы». Интересно, с чего все началось и как вы сошлись с Дэном?
С Денисом я познакомился очень просто: написал письмо на сайт Фаргуса (так же как и на остальные популярные гигантские игровые сайты) — мне тогда нужен был хостинг под «Джедаев». Бесплатный на h1.ru не подходил из-за ограничений баз данных и рекламы. Денис же имел и имеет очень тесный контакт с порталом Фаргус Онлайн: и в конце концов помог с хостингом.
Есть ли аналоги твоих проектов — если не у нас, так за рубежом? Ну, честно, без ложной скромности?
Конечно есть! Я на них даже ссылки ставлю. Их столько, что пальцев на обоих руках не хватит, да и ведет их не один человек, да и некоторых их них коммерческие. Жаль, только они все очень вяло реагируют на письма сайтов-аналогов из России, даже с предложением партнерства.
А твои планы на будущее являются секретом?
Почему секрет?! Нет. Вот хочу в футбол по-настоящему поиграть наконец-то… да дом купить.
Автор: DeadMorozz