16 мая 1999 года вышел долгожданный первый эпизод «Звездных войн», а вслед за ним хлынул и поток игр по мотивам. Настолько большой, что все даже не уместились в одну подборку.
Итак, вас ждут: первая гоночная игра во франшизе, экшен с веселой нарезкой детей и целых три обучающих проекта от Lucas Lerning — кстати, довольно неплохих. Например, в одном из них надо контролировать популяции травоядных и хищников, а другой не уступил легендарной Half-Life.
41. Star Wars Episode I: Racer (1999) — Первые гонки по Star Wars
Платформы: Windows, Nintendo 64, Game Boy Color, Mac OS, Dreamcast, Nintendo Switch, PlayStation 4, Xbox One
Разработчики: LucasArts, Aspyr (порты 2020 года)
Пожалуй, сцена гонок из «Скрытой угрозы» стала не менее культовой, чем пролет Скайуокера по траншее «Звезды Смерти». Именно ей и вдохновились разработчики Star Wars Episode I: Racer — причем аж за два года до выхода фильма. Сама игра увидела свет буквально через пару дней после релиза первого эпизода и впервые позволила фанатам «Звездных войн» ощутить вкус гонок по далекой-далекой галактике.
Итак, перед нами максимально простая в освоении аркада. Есть руль, есть газ, есть тормоз (который пригодится разве что на последних трассах). Что еще для счастья надо? Ну разве что турбоускорение. Оно тут тоже есть, но об этом я узнал уже из википедии — как раз перед тем, как сел писать отзыв.
Несмотря на то, что разработчики вдохновились исключительно сценой гонок на Татуине, в игре представлено 25 трасс на 8 различных планетах. И тут мое почтение — треки проработаны действительно круто. Даже в рамках одного заезда визуально они могут поменяться несколько раз — из города через каньоны прямиком в болото или из джунглей в лавовые пещеры, а потом на пляж. А еще тут есть динамические объекты вроде закрывающихся дверей, шестеренок и тому подобного. Один раз подо мной даже кусок трассы провалился. Плюс, как и положено аркадным гонкам, на треках припрятаны различные срезы. Правда, пользоваться ими необходимо лишь на нескольких последних уровнях, в остальном можно обойтись и без них.
И всё это на огромных скоростях! Я тут подсмотрел на фанатской вики — в фильме под Энакина развивал аж до 941 км/ч. Так вот, в игре он выжимает еще больше — до 1046 км/ч. А самый быстрый гонщик разгоняется до безумных 1690 км/ч!
Кстати о гонщиках. Их в игре 25 рас, а открываются они постепенно по мере прогресса. Как и положено, поды у них отличаются не только визуально, но и по характеристикам. Хотя в любом случае, по моим ощущениям, управляются все болиды одинаково.
Еще из важного: в игре есть прокачка, но такая, примитивная. Выигрываем гонки, зарабатываем кредиты, покупаем у Уотто новые детальки, которые дают плюс к ускорению, скорости, управлению и так далее. Детальки могут ломаться, и вроде как нужны дроиды, чтобы их чинить… Но я на этом не циклился, так как всё проходилось легко и быстро, а запчасти и так регулярно менялись.
Star Wars Episode I: Racer вышла на кучу разных платформ, но я решил, что разница между ними не настолько большая (где-то отличия в интерфейсе, где-то в заставках), чтобы проходить каждую. Но всё же одно из изданий меня заинтересовало — для Game Boy Color. По сути, на портативке совершенно другая игра, что и понятно, ведь GBC не вытягивает трехмерную графику. Коротко: вид сверху, упрощенные линейные трассы (не круговые) и один соперник вместо двенадцати. Еще и играть неудобно — из-за топорного управления и того, что повороты ты заранее толком не видишь. Как итог, дольше получаса я в это не осилил.
Если же говорить про «большую» Star Wars Episode I: Racer, то это вполне неплохое развлечение на вечерок-другой. Ничего глубокого и серьезного ждать от нее не стоит — но на то ведь это и аркадная гонка, правда?
42. Star Wars: Episode I – The Phantom Menace (1999) — Первая приключенческая игра по первому эпизоду
Платформы: Windows, PlayStation
Разработчик: Big Ape Productions
«Скрытая угроза» — это моя первая видеоигра по «Звездным войнам». В начале нулевых у меня еще не было собственной PlayStation, так что я познакомился с The Phantom Menace на «соньке» одноклассника. Помню, тогда, 10-летнему пацану, игра мне понравилась — особенно тем, что в ней можно было вырезать всех NPC подряд 😀 Важное уточнение: как показала жизнь, жестокие видеоигры, включая Postal 2, не сделали из меня маньяка-социопата.
В общем, поддавшись ностальгии, сперва я скачал именно версию для PS1. Прошел первый уровень, начал второй и вдруг все-таки захотелось посмотреть, а как же там на ПК. С установкой пришлось повозиться, так как игра не поддерживает 64-разрядную Windows 10, но с задачей я всё же справился. И право слово, когда я запустил компьютерную версию, меня, убежденного консольщика и сонибоя, потянуло на «темную сторону» ПК-гейминга!
The Phantom Menace легла на прилавки одновременно со Star Wars Episode I: Racer. И если последняя давала лишь почувствовать себя в шкуре Энакина во время гонок на подах, то «Скрытая угроза» позволяла полностью пережить события свежевышедшего фильма.
На протяжении 11 миссий мы побываем почти во всех местах, показанных в киноленте — на корабле Торговой Федерации, Набу, Татуине и Корусанте. Понятно, что определенные отличия от кино есть, но не критичные. Если только ваш Квай-Гон не начнет устраивать веселую нарезку детей-рабов — такого в фильме я точно не припомню.
Геймплейно же перед нами экшен от третьего лица с платформингом, головоломками и тви’лекскими шлюхами. Поиграть дают аж за четырех персонажей — Квай-Гона, Оби-Вана, Амидалу и Панаку. У джедаев, что логично, есть световые мечи, которыми можно отбивать выстрелы из бластеров, в то время как Падме и ее капитан обходятся лишь огнестрелом да гранатами.
Так вот, геймплей… Ох, я точно помню, что в детстве игра мне понравилась, но, возможно, иногда приятным воспоминаниям лучше оставаться воспоминаниями. Первая претензия — это неудачная камера. Почему-то разработчики разместили ее не за спинами персонажей, а повесили сверху — получилась изометрия с плохим обзором. Отсюда вытекает и следующая проблема — стрелять в игре жутко неудобно. Как из-за особенностей прицеливания, так и из-за того, что врагов иногда не видишь.
Отдельный разговор — ИИ противников и союзников. Первые могут вообще не обращать на тебя внимание, если ты будешь расстреливать их издалека. Иногда они не триггерятся и тогда, когда ты стоишь от них в нескольких шагах, но в соседней комнате. Если же говорить про союзников, особенно показательны последние миссии в Тиде. В них мы играем Амидалой, которую сопровождает капитан Панака. Нередки случаи, когда королеву расстреливают со всех сторон, а этот защитничек застывает от нее в паре метров и совершенно ничего не делает. Но куда смешнее уже заскриптованные эпизоды, когда храбрец-капитан прямым текстом говорит своей госпоже, мол, осмотри-ка ты кишащую врагами территорию, а я тут пока постою, позащищаю… да хоть вот эту никому не сдавшуюся пустую комнату. А когда я всех убью и вернусь к нему, он мне заявляет: «О, а я уж думал, больше вас не увижу».
Иногда из экшена игра превращается в квест, что хоть и разнообразит игровой процесс, но не идет на пользу темпу. Еще и реализовано всё это… криво. Можно полчаса бегать по Мос-Эспа в поисках гидравлического ключа, за который тебе дадут нужную деталь для пода. А потом окажется, что ключ тебе, в общем-то, и не нужен, и уже давно можно следовать по сюжету дальше. Или еще пример. Всё в том же Мос-Эспа я понял, что мне надо споить одного NPC, чтобы продвинуться по миссии. Тыкался в бармена — ничего. Полчаса бегал по всей карте, надеясь найти припрятанную где алкашку — ничего. В итоге оказалось, что бармен триггерится на персонажа не по всей барной стойке, а только если встать около определенной ее части.
Последняя боль — это платформинговые эпизоды. Прыгают персонажи неуклюже, так что регулярные недолеты или срывы в пропасть обеспечены.
И всё же я не могу сказать, что «Скрытая угроза» мне не понравилась. Может быть, дело в ностальгии, но однозначно плохой The Phantom Menace я не назову (хотя некоторые СМИ и добавляли ее в списки самых худших игр). В плане атмосферы здесь всё очень даже хорошо, и не в последнюю очередь благодаря музыке. А еще тут есть довольно нетипичная для экшенов фишка — возможность разговаривать с NPC и разруливать некоторые задачки разными методами (один из которых — вырезать всех и подобрать нужные предметы с трупиков). В такие моменты игра начинает больше походить на RPG, и ты реально ощущаешь отыгрыш за джедая. Особенно когда в диалоге появляется пункт «Убедить при помощи Силы».
The Phantom Menace — типичная средненькая игра по фильму, но не лишенная шарма и интересных моментов. С задачей сопутствующего товара она справляется неплохо, так что если засядете за нее сразу после просмотра киноленты, удовольствие, скорее всего, получите. Хотя лично моя рекомендация в этом случае — LEGO Star Wars.
43. Star Wars Episode I: The Gungan Frontier (1999) — Экологическая стратегия
Платформа: Windows
Разработчик: Lucas Learning
The Gungan Frontier — это вторая игра студии Lucas Learning, той самой компании Джорджа Лукаса, что специализировалась на обучающих играх для детей. Если в прошлый раз нам давали поиграться в конструкторе дроидов и знакомили с базовыми законами физики — механики, оптики и магнетизма — то новый проект просвещает уже в области экологии.
В игре нет сюжета, но есть завязка. После победы над Торговой Федерацией на Набу появилась новая проблема — подводный город Ото-Гунга стал опасно перенаселен. Босс Насс обращается за помощью к Оби-Вану и королеве Амидале. Он просит их помочь с колонизацией плодородной, но безжизненной луны. Хватаем «каждой твари по паре», помещаем их на ковчег и отправляемся заселять Ома-Д’ун.
Геймплейно перед нами стратегия в реальном времени с непрямым контролем, вот только воевать здесь ни с кем не придется. Игровой процесс заключается в том, что мы должны выстраивать пищевые цепочки и контролировать популяции. Условно, выращиваем травку, заселяем территорию кроликами и сусликами, а чтобы они не съели всю зелень, выпускаем определенное число волков и лисиц. Здесь и дальше я для понятности пишу «земные» названия, ну а в игре, конечно, все животные и растения взяты из далекой-далекой галактики.
Кроме того, влиять на флору и фауну будут и прилетевшие на луну гунганы. Для пропитания и строительства подводного города им нужны выращиваемые на поверхности ресурсы, и именно мы должны определять, что и в каком объеме им можно собирать. В идеале необходимо выстроить стабильную экосистему, которая смогла бы и обеспечивать рост гунганского населения, и не дать исчезнуть каким-либо видам.
В игре есть несколько режимов. Например, «Миссии» подойдут для знакомства с базовыми механиками. На каждом уровне есть определенная цель — вырастить столько-то «капусты», не дать популяции «зайцев» погибнуть или же расплодить столько-то штук самого крутого хищника на планете. Кстати, с последним получилось забавно. Я просто скинул в одно место вообще все ресурсы, которые были у меня на ковчеге, и за минуту добился результата. Экосистема вышла ни к черту и вскоре бы загнулась, но меня всё равно похвалили за «удачно выстроенную пищевую цепочку».
Есть и свободный режим двух типов — для новичков, где у нас нет ограничений на ресурсы, а часть хлопот берет на себя компьютер, и продвинутый, где все вопросы необходимо решать игроку. Это просто песочница без целей, в которой можно экспериментировать и симулировать различные ситуации. Разработчики позволяют даже лично устраивать природные и техногенные катастрофы, если вдруг станет скучно.
А еще в The Gungan Frontier встроен редактор, в котором дают создавать животных. Можно задавать не только внешний вид, но также принадлежность к хищникам или травоядным, размеры, ареалы и даже продолжительность жизни.
Разработка Lucas Learning в игровой форме знакомит детей с основами экологии и контролем популяций, а также после каждой миссии задает малышам вопросы для размышлений: «Что будет, если собирать слишком много растений?», «Как на вашей планете сосуществуют города и экосистемы?» и тому подобные. Но и взрослым проект может быть интересен. Например, миссии с пометкой «сложные» пройти действительно непросто, так что даже зрелым игрокам придется покумекать над выстраиванием пищевых цепочек.
В 1999 году проект получил шесть наград от различных детских организаций и СМИ.
44. Star Wars: Yoda’s Challenge Activity Center (1999) — Совсем уж для детей, но мне понравилось
Платформы: Windows, Mac OS
Разработчик: Lucas Learning
Поиск русской версии Yoda’s Challenge Activity Center превратился для меня в полноценный квест. Отмечу, что официально игру уже нигде не купить, поэтому шерстить пришлось по сами-знаете-каким сайтам. Если с образом на английском проблем не возникло, нашелся сразу, то русскоязычные версии ни в какую качаться не хотели — просто никто не раздавал. Ждал пару дней, и ничего. Уже было приуныл, но тут вдруг наткнулся на обложку игры «Звездные войны: Школа джедаев. Испытания Йоды» от «7Волка». Это оно! Увы, просто поиск и поиск по картинкам «Яндекса» результатов не дал, и я снова приуныл. И тут промелькнуло: «А дай-ка попробую через Google», — и о чудо! Заморский сайт выдал обложку флибустьерского сборника «Всезнайка 17», в который как раз входят нужные мне «Испытания Йоды». Странно, но отыскать в Сети какого-то «Всезнайку» оказалось проще, чем отдельно игру.
Yoda’s Challenge предназначена для детей, и успех описанного выше квеста действительно подарил мне детскую радость от находки. Первый же запуск игры это чувство только усилил. Как оказалось, не зря я искал именно русскую версию! Всех мужских персонажей в ней озвучивает, пожалуй, любимый голос моих школьных лет — потрясающий Алексей Алексеевич Борзунов, больше всего запомнившийся мне по мультсериалу «Человек-паук» из 90-х. Но ладно, давайте перейдем уже к самой игре…
Очередной проект Lucas Learning позволяет вжиться в шкуру младого дарования, которого Оби-Ван привел на обучение к Йоде. Такой выбор ГГ обусловлен ЦА. В отличие от прошлых игр компании, Yoda’s Challenge Activity Center рассчитана на совсем уж юную аудиторию — от 4 лет. А еще (полагаю, по той же причине) разработчики отказались от трехмерной графики, заменив ее рисованной анимацией. Наверное, для малышей нулевых она была более привлекательна.
Весь игровой процесс сводится к прохождению мини-игр шести разных типов, примерно по 50-100 задачек в каждом. Как и положено, сложность испытаний постепенно растет, а над некоторыми головоломками даже взрослому придется немного покумекать.
«Гонка в Тиде» — первый тип испытаний, что я опробовал. Амидала и Джа-Джа решили погонять по Набу, а игрок должен по очереди приводить к финишу то одного, то другого персонажа. Играется это так. Есть несколько десятков трасс, на каждой из которых имеется сеть дорожек. Игрок же должен мышкой прокладывать гонщику путь, учитывая типы преград, а также сильные и слабые стороны ездовых животных. Королева выступает на бивнекоте, который прекрасно скачет по горам и лесам, зато замедляется в озерах да болотах. Кааду Джа-Джа, напротив, прекрасно плавает, но меж деревьев и на скалах сильно тормозит.
По мне, это одна из самых простых мини-игр, так как даже на самых сложных трассах есть маршруты только с лесами-горами и озерами-болотами, гарантирующие победу.
«Поймай дроидов» — задачка уже посложнее. Мы должны отлавливать роботов Торговой Федерации, оставшихся в священных лесах Набу после знаменитой битвы из фильма. Делать мы это будем при помощи ловушек и барабанов, которые их активируют. По сути, перед нами обычная ритм-игра, где нужно повторять такт в такт то, что сыграет компьютер. Ну а чтобы было попроще, разработчики услужливо добавили на локацию дятла-метроном.
Эта мини-игра показалась мне самой затянутой, так как на более поздних уровнях придется ловить до 15 дроидов за раунд.
Задание «Сделайте песенник Энакина» снова завязано на музыке, только теперь мы не тренируем чувство ритма, а изучаем нотную грамоту. Правда, вместо привычных нам до, ре, ми и так далее тут используется английская система — буквенная. Первая половина упражнений вообще элементарная. Нам «напевают» мелодию, а мы должны сыграть ее на некоем клавишном инструменте. При этом все ноты буквами отображаются на экране, так что нам, по сути, просто остается повторить написанное. Далее задания усложняются, и буквенные обозначения уже не пишутся, так что подбирать правильные клавиши приходится по нотному стану.
Кстати, прикольно, что после каждого уровня можно послушать как просто получившуюся мелодию, так и версию со словами. В итоге песенник для Энакина получился знатный. В него вошли такие хиты, как «Рюмка тускенской водки на столе», «Джедай в телогрейке», «Еду в Мос-Эспа» и, конечно, «Корусантский централ». (Примечание: автор текста мог немножко приврать, но самую малость.)
Испытание «Взломать королевский компьютер» начиналось многообещающе, о да. Нам, как юному хакеру, удалось проникнуть в ЭВМ не абы кого, а самой Амидалы, у которой на нем, внимание, хранятся некие «ценные картинки». Ну вы понимаете, да? Думаю, ну вот щас как хакну королеву и заценю ее потаенные фотокарточки. И тут меня ждал сюрприз, который меня реально ошарашил — оказалось, что на момент событий первого эпизода «Звездных войн» Амидале было всего 14 лет!
Короче, повезло мне, что «ценными картинками» оказались лишь изображения персонажей и техники из «Скрытой угрозы». Восстанавливать же их необходимо, собирая фигуры из квадратов, треугольников и параллелограммов. И вот этот тип головоломок показался мне наиболее сложным и интересным из всех. Признаюсь, на одной задачке я че-то дико затупил, что аж пришлось лезть в интернет за подсказкой. И знаете, что я там нашел?! Нет, не «ценные картинки» Амидалы, а спидран по игре! Вот ни за что бы не подумал, что даже по такому записывают скоростные прохождения.
«Запрограммировать C-3PO» будет полезно для детишек, которые уже начали изучать английский язык. Мы должны рассказывать дроиду различные истории об Энакине и его друзьях, а выглядит это так: перед нами есть «зацензуренное» предложение и набор заморских слов, из которых надо это самое предложение собрать. Совсем уж наугад действовать не придется — просто смотрим на форму слова и подставляем его в подходящую заготовку сверху экрана.
На высоких уровнях сложности разработчики специально дают на выбор несколько слов одинаковой формы, чтобы запутать игрока. Но если вы хоть немного разбираетесь в английском, проблем возникнуть не должно. А вот для ребенка такая мини-игра может послужить неплохой тренировкой.
«Изучить пещеры гунганов» стало для меня последним испытанием Йоды. По сути, перед нами Dungeon Crawler для самых маленьких. Игрок должен пробираться по пещерам-лабиринтам, по ходу решая простенькие головоломки, сражений при этом нет. Цель каждого уровня — добраться до сокровища, которое поможет открыть проход к бесценной статуе гунганов.
Первая половина испытаний совсем уж примитивная. Нам буквально говорят: «Сделай 2 шага вперед», «Поверни налево», «Сделай еще 5 шагов вперед». Остается только слепо следовать указаниям, и успех гарантирован. На более сложных уровнях уже приходится ориентироваться по компасу, так как подсказки становятся примерно такими: «Сделай 2 шага на север», «Поверни на запад», «Сделай еще 5 шагов на запад». Впрочем, тоже несложно для взрослого, ну а ребенка научит ориентироваться в сторонах света.
После каждого полностью завершенного испытания Йода вручает игроку грамоту, которую тут же можно распечатать на принтере. Итого таких грамот шесть, я их все получил — Сереженька молодец!
Признаюсь, играть в Yoda’s Challenge Activity Center было приятно, и, будь у меня дети, я бы непременно показал им этот проект. Тем более версия от «7Волка» локализована полностью, так что проблем с восприятием у русскоязычных ребятишек быть не должно.
Кстати, «Испытания Йоды» побили рекорд предыдущего проекта Lucas Learning. Если The Gungan Frontier собрал 6 наград от различных детских организаций и СМИ, то Yoda’s Challenge Activity Center выиграл уже 8 премий!
45. Star Wars: Pit Droids (1999) — Наравне с Half-Life
Платформы: Windows, Mac OS, iOS
Разработчик: Lucas Learning
1999 год выдался невероятно урожайным на игры по Star Wars — и не в последнюю очередь благодаря Lucas Learning. Пусть перед нами уже и третий проект «лукасов» подряд, назвать их работы конвейерными поделками язык не поворачивается. Все они качественные и все они разноплановые как по стилям, так и по жанрам. Сперва у нас была экологическая стратегия, потом красочный сборник мини-игр для малышей, а вот теперь — довольно занятная головоломка, в которой необходимо провести ремонтных дроидов через уйму преград.
Действие игры разворачивается на Татуине, а задача игрока — переместить всех роботов с транспортных кораблей на гоночную арену Мос-Эспа. Весь сюжет здесь умещается в традиционные открывающие титры, ну а дальше нас ждет геймплей и только геймплей.
Итак, цель каждого уровня, а их тут больше 300, заключается в том, чтобы все 48 дроидов добрались до одного или нескольких выходов. Сами жестянки — что-то вроде леммингов из одноименной игры. Разумом и инстинктом самосохранения совсем не обладают и идут туда, куда им прикажешь. Управлять потоками болванчиков мы можем при помощи платформ со стрелками, которые размещаются на земле. Вот, собственно, и вся базовая механика — дальше начинаются тонкости.
Иногда дроиды различаются по цветам. Например, красных пропускают в одни зоны, а желтых — в другие. Вот и нужно разделять роботов на два потока. Делается же это цветными стрелками, которые указывают дорогу одним болванчикам, но игнорируются другими. А еще педроиды, как их ласково перевел «Фаргус» в титрах, могут нести что-то в руке. И тогда вместо цветовой дискриминации начинается «предметная». Скажем, тащит робот лестницу, а его из-за этого куда-то не пускают. Вот и либо ищи пути обхода, либо меняй предмет в руке (что тоже не всегда так просто).
Ну и самих стрелок здесь несколько типов. Помимо цветных и обычных, есть еще дробные. Скажем, стрелка «2:1» разворачивает первых двух дроидов, а третий ее игнорирует. Есть и «предметные» стрелки, которые срабатывают только на тех, кто, скажем, несет огнетушитель. А некоторые и вовсе со знаком вопроса, и пока их не испробуешь, не узнаешь, что они делают.
Большое количество переменных — а я перечислил не все — позволило разработчикам создать множество оригинальных уровней, сидеть над разгадкой которых действительно интересно. Игра помогает развивать навыки планирования и дает вволю поэкспериментировать в процессе решения головоломок. Ну а если захочется, в редакторе уровней можно и свои задачки создать.
Ах, ну и да, чуть не забыл! Причем же тут Half-Life? В 1999 году Star Wars: Pit Droids была номинирована на CODiE Awards в категории «Лучший продукт среди аркадных, экшен-, приключенческих и ролевых игр». Конкуренцию ей составили Asheron’s Call, Homeworld, King’s Quest: Mask of Eternity и мегатитан в лице «Халвы». Так вот, это единственная номинация того года, в которой оказалось сразу два победителя — «Дроиды» и HL. Недурное такое достижение для детской-то головоломки, надо признать!
Конец девятой части. Продолжение следует…
Автор: Сергей Макеев