Я продолжаю знакомиться с проектами по Star Wars. Правда, в этот раз поиграл не во всё — что-то не запустилось, а что-то ни в какую не захотелось. Но обо всех впечатлениях я всё равно обязательно расскажу!
Итак, всё еще вторая половина девяностых и всё еще LucasArts штампует старворсы для самых разных целевых аудиторий. В этой подборке вас ждут, возможно, не самые известные проекты во франшизе, но тем интереснее будет о них узнать. Что скажете насчет «Монополии» по Star Wars или об игре с контроллером в виде «Тысячелетнего сокола»? А слышали ли вы когда-нибудь о файтингах по вселенной? Знаете, что первой глобальной стратегией по «Звездным войнам» была вовсе не Empire at War? Усаживайтесь поудобнее, сейчас я вам обо всем поведаю!
31. Monopoly Star Wars (1997) — Первая коллаборация
Платформа: Microsoft Windows
Разработчик: Artech Studios
Если вы хоть раз играли в «Монополию», то про игру мне вам особо рассказывать нечего. Тут все то же самое, что и в классической настолке, разве что в стилистике «Звездных войн». Вместо фигурок по доске бегают Люк, Хан, Вейдер и другие персонажи оригинальной трилогии, а голос C-3PO озвучивает каждое действие игроков. Зоны разных цветов — это планеты, на которых вы скупаете определенные области. Вместо вокзалов — звездные истребители, а взамен домов и отелей — колонии и космопорты.
Если по какой-то причине вы понятия не имеете, как играть в «Монополию», то в двух словах — бегаем по квадратному полю по кругу (простите за каламбур), скупаем области разных цветов и стараемся разорить конкурентов. Задача: остаться единственным игроком на поле, то есть стать монополистом.
Кстати, изначально Monopoly Star Wars вышла в настольном формате. При этом ее продажи оказались настолько хороши, что Hasbro и LucasArts решили по-быстрому склепать компьютерную игру. По-быстрому в прямом смысле этого слова. Настолка появилась в 1997-м, а к концу этого же года подоспело и ее виртуальное воплощение. Еще должна была выйти версия для PlayStation, но ее почему-то отменили.
Если вы фанат «Монополии» и «Звездных войн», попробовать проект, конечно, можно, но современная версия от Ubisoft все же будет поудобнее и поразнообразнее.
32. Star Wars: Masters of Teräs Käsi (1997) — Первый файтинг в далекой-далекой галактике
Платформа: PlayStation
Разработчик: LucasArts
Перед нами не только первый файтинг по вселенной «Звездных войн», но еще и первый SW-эксклюзив для PlayStation. Повод же для мордобития в нем таков — Император расстроился, что повстанцы уничтожили его драгоценную «Звезду Смерти», и решил отомстить. Разумеется, чужими руками. Чтобы изничтожить ключевых членов Альянса, он нанял девушку Арден Лин — мастера почти забытого боевого искусства терас-каси… На этом сюжет заканчивается и начинаются драки!
При первом же запуске Masters of Teräs Käsi у меня возникли стойкие ассоциации с Tekken. Тут такие же трехмерные арены, по которым можно перемещаться не только влево и вправо, но и вбок. Четыре кнопки удара — две на руки, две на ноги. Ну и в целом ощущения от игры похожие — просто Tekken 2 я перепроходил буквально за пару месяцев до Teräs Käsi, так что впечатления свежи. Разве что графика в Star Wars мне показалась красивее.
Впрочем, как минимум одно значимое отличие от Tekken здесь всё же есть! Почти у каждого персонажа Teräs Käsi имеется по две стойки — с оружием и без. При переключении между ними меняется не только набор приемов, но и параметры урона и скорости. С оружием бойцы становятся медленнее, но и бьют больнее. А еще тут есть полоска энергии для спецприемов. Но как ей пользоваться, я так и не понял.
Режимы игры традиционны для файтингов тех лет. Есть аркада, где ты поочередно дерешься с ботами. После победы над финальным боссом, Вейдером, тебе показывают короткий CGI-ролик, уникальный для каждого бойца (а я вот скачал версию на русском языке и остался без заставок). Еще можно подраться с другом за одним экраном, есть режим выживания (где жизни не восполняются), бои командами по четыре бойца в каждой и тренировка.
Так как в файтингах я несилен, то оценить качество геймплея я не могу. Однако журналисты тех лет игру преимущественно ругали. В основном за медленных персонажей, неинтересные комбо и дисбаланс (мне вот показалось, что Люк со световым мечом — имба). А вот за что лично я могу пожурить Teräs Käsi, так это за малое количество бойцов. Если в той же Tekken 2 их 25 штук, то здесь всего 8 стандартных и 5 скрытых, которых без книжки «Коды и секреты» и вовсе не откроешь.
Masters of Teräs Käsi стала тем самым первым неудачным блином, который поставил крест на других возможных драчках по франшизе. Следующий файтинг с персонажами из «Звездных войн» выйдет аж спустя 11 лет! И то это будет Soulcalibur IV от Namco Bandai, где Вейдер, Йода и Старкиллер — лишь «приглашенные гости». Впрочем, кое-что игра всё же подарила фанатам. Именно благодаря ей в Расширенной Вселенной появилось такое понятие, как терас-каси, а также персонаж Арден Лин.
33. Star Wars: Millennium Falcon CD-ROM Playset (1998) — Первые ЗВ с уникальным контроллером
Платформа: Microsoft Windows
Разработчик: Artech Studios Ltd.
Честно, я долго и упорно пытался запустить игру. По крайней мере, дольше тех 30 минут, что требуется на ее прохождение. Перепробовал всевозможные комбинации совместимости, скачал программку для перехода в 16-битный цветовой режим. Всё тщетно! На Windows 10 игра так и не заработала, так что мне пришлось проходить ее на YouTube. Как оказалось, я ничего не потерял.
Star Wars: Millennium Falcon CD-ROM Playset — это еще одна коллаборация «лукасов» и Hasbro. Главная особенность проекта, несомненно, его контроллер. Вместе с игрой шли специальный пульт для клавиатуры в виде кабины «Тысячелетнего сокола» и фигурка Хана Соло. Судя по составу набора, комментариям на YouTube и самому геймплею, игра была рассчитана исключительно на детскую аудиторию. И со слов уже повзрослевших фанатов всё с того же ютуба, в детстве они «Сокола» действительно обожали.
А вот для взрослого человека, даже самого отъявленного поклонника Star Wars, геймплей вряд ли представит хоть какой-то интерес. В начале игры некий упитанный повстанец говорит, что только мы можем найти чертежи «Звезды Смерти», разорванные на три части и запрятанные где-то в далекой-далекой. Чтобы их отыскать, пользователь должен проверять в произвольном порядке планеты, а весь геймплей сводится к тому, что ты либо смотришь боевые сцены из оригинальных фильмов и в определенные моменты прожимаешь на чудо-контроллере QTE, либо летаешь на «Соколе» по всяким тоннелям и тоже прожимаешь QTE. В финале мы должны промчаться по желобу и взорвать «Звезду Смерти», после чего пухлый дядя-повстанец скажет, что мы стали мастером-джедаем. Конец.
34. Star Wars Jedi Knight: Mysteries of the Sith (1998) — Знакомство с будущей женой Люка
Платформа: Microsoft Windows
Разработчик: LucasArts
Mysteries of the Sith — это дополнение к Dark Forces II. Несмотря на это, оно вышло достаточно большим, поэтому я бы хотел рассказать о нем отдельно.
Прошло пять лет с тех пор, как Кайл Катарн победил темного джедая Джерека. За это время он успел не только состариться и поседеть, но также обрел ученицу Мару Джейд. Раньше она была Рукой Императора, но со временем встала на светлую сторону Силы, а впоследствии и вовсе стала женой самого Люка Скайуокера (по крайней мере, в Расширенной вселенной — как там в диснеевском каноне, я не знаю, так как 7-9 эпизоды ЗВ не смотрел).
Впрочем, до женитьбы с Люком еще далеко. Mysteries of the Sith начинается тогда, когда Мара только-только завершает обучение у Катарна. Так уж совпало, что в этот момент на их базу нападают оставшиеся силы Империи. Кайл разбирается с неприятелями, и дорожки героев расходятся. В то время как учитель отправляется на удаленную планету по личным делам, Мара остается служить Новой Республике. Именно ей мы и будем управлять большую часть игры.
Так как Mysteries of the Sith — это дополнение, то и геймплей тут аналогичен основной игре. Бегаем от первого или третьего лица, стреляем во врагов и время от времени машем световым мечом. Хронометраж стал поменьше, но несильно. Если в Dark Forces II была 21 миссия, то тут их 15 (если считать секретный уровень).
Что стало хуже:
• Первое, что бросается в глаза — пропали заставки с живыми актерами. Теперь вместо них обычные кат-сцены на движке. Выглядит всё это гораздо хуже, чем было в основной игре.
• Отсутствует шкала морального выбора. Если в Dark Forces II убийство невинных толкало героя на темную сторону Силы, то здесь ты хоть всё мирное население вырежи, останешься светлым джедаем. Соответственно, концовка тоже одна.
• Локации, кажется, стали еще запутаннее. Постоянно возникают ситуации, что тебе не понятно, куда идти. Причем происходит такое с первой же миссии. Всё дело в том, что нужные проходы порой зачем-то запрятаны в таком месте, что просто так их не разглядеть. Приходится минут по двадцать бегать по уровню, надеясь отыскать неприметный люк или отверстие.
• Головоломки иногда также ставят в тупик и не всегда адекватно продуманы. В одной из последних миссий я потратил кучу времени, бегая по уровню, а оказалось, что нужно было сдвинуть камень под водой, чтобы продвинуться дальше. Дело в том, что за всю игру персонаж ни разу ничего не двигал! Как вообще можно догадаться, что под конец прохождения Мара ни с того ни с сего научилась перетаскивать предметы, еще и под водой?! Или другой пример. Ты можешь лупить финального босса до посинения и не понимать, отнимается у него здоровье или нет. Не буду рассказывать, в чем там фишка, но без ютуба я бы не прошел. Ход, конечно, интересный, но трындец неочевидный.
Что стало лучше:
• За счет улучшений движка преобразилась графика. Стало больше визуальных эффектов, появилось цветное освещение.
• Геймплей сделался разнообразнее. Мне понравились перестрелки в невесомости и эпизод с побегом из тюрьмы, где драться можно только на кулаках. В финальных миссиях разработчики тоже использовали интересный прием — «сломали» всё оружие, кроме светового меча. До этого я им почти не пользовался, а тут даже было прикольно с ним побегать.
• Больше нет однотипных боссов со световыми мечами, которые убиваются одинаково.
• Появилось больше видов оружия. Правда, из новинок я пользовался разве что снайперской винтовкой, а так бегал со всем старым. На википедии, например, пишут про какую-то карбонитовую пушку, замораживающую врагов… Я такую вообще в глаза не видел!
Лично мне Mysteries of the Sith понравилась меньше Dark Forces II. Несмотря на более разнообразный геймплей, неочевидность маршрутов и головоломок сильно раздражает. Когда ты по 20-30 минут бегаешь в поисках запрятанного не пойми где люка, это не весело.
35. Star Wars: Rebellion (1998) — Первая глобальная стратегия по «Звездным войнам»
Платформа: Microsoft Windows
Разработчик: Coolhand Interactive
Какой поклонник «Звездных войн» хотя бы разок не мечтал возглавить Альянс повстанцев или Империю и победоносно пройтись по галактике? Увы, все предыдущие игры по Star Wars давали поуправлять от силы несколькими героями, но никак не целыми армиями. И только в 1998 году мечта фанатов сбылась — вышла первая полноценная стратегия по культовой франшизе.
Еще раз — 1998-й! Это год, когда появились оригинальная Star Craft и Dune 2000, а жанр стратегий в реальном времени был безумно популярен. Удивительно ли то, что LucasArts решили запилить свою RTS с Дартом Вейдером и его шл… турмовиками? «Конечно, нет!» — именно так думал я, запуская Star Wars: Rebellion и предвкушая погрузиться в разборки Альянса и Империи…
Как же я ошибался… Несмотря на то, что во всех источниках в первую очередь жанром игры значится именно RTS, на самом деле перед нами оказывается… 4, мать ее, Х-стратегия! А-а-а-а-а!
Простите меня… Я признаюсь, я вообще не фанат стратегий, но в детстве, как и многие теперь уже 30—40-летние мужики, гонял в C&C, Warcraft, Dune и другие шедевры «золотого века» RTS. Да, я всегда играл на легком уровне сложности, потому что стратег из меня никакой. Никогда не рашил и строил базы по 2-3 часа, пока на карте не закончатся ресурсы. Но 4, мать его, Х-жанр… Он всегда вызывал у меня какой-то страх и отторжение. Все эти тонны менюшек, куча переменных, дипломатия, шпионаж, 100500 областей на карте, у каждой из которых по 100500 характеристик… И всё это есть в Star Wars: Rebellion!
Честно, я проделал довольно серьезную подготовительную работу. В стиме не было русификатора, и я не только его отыскал, но и написал руководство для других, как его поставить. Вообще это мое первое руководство, написанное для Steam… И у меня такое ощущение, что я сделал что-то не так, потому что… Я его написал, но в сообществе игры не вижу.
Далее я стал гуглить гайды. Прочитав большую вводную статью на ЛКИ, я вроде как даже понял, что и как надо делать.
Итак, у нас есть карта галактики (можно задать трех размеров), в которой есть системы. В каждой системе есть планеты, на которых можно производить ресурсы, строить флот и еще что-то. Планеты можно переманивать на свою сторону дипломатией, захватывать силой, поднимать на них мятежи и даже устраивать им блокады.
Есть герои — как известные по фильмам (Люк, Хан, Дарт Вейдер), так и просто статисты. Их можно посылать на разные планеты с разными миссиями (шпионаж, дипломатия и так далее) и назначать им должности. А Люк или Вейдер могут еще находить NPC, в которых есть Сила, и тренировать их. Причем по ходу игры сам Люк тоже тренируется и проходит путь от новичка до мастера-джедая.
И всё это, кстати, не в пошаговом режиме, как в какой-нибудь Total War, где у тебя есть время изучить ситуацию, подумать и только потом нажать «Следующий ход». Помните, что это RTS? Вот-вот, все действия здесь происходят в режиме реального времени! Единственное послабление для новичков — возможность замедлить таймер, отсчитывающий внутриигровые дни.
Цели у обеих сторон, по сути, одинаковые. Империя должна захватить Люка Скайуокера и Мон Мотму (главу Новой Республики), а также базу Альянса. Повстанцы, в свою очередь, обязаны пленить Вейдера и Императора и овладеть Корусантом.
Всё описанное выше — это механика игры буквально в двух словах, на пальцах и без упоминания космических битв (а они тоже есть). На деле же, как и подобает любой уважающей себя 4Х, всё гораздо сложнее, с большим количеством деталей и, конечно, кучей меню!
Так вот, на чтении ЛКИ моя подготовка не закончилась. Я запустил кампанию Альянса и начал читать все внутриигровые советы C-3PO. После стал тыкаться по всем менюшкам по очереди, пытаясь понять, что к чему. Не понял. Пошел в руководства Steam и увидел статью «Как быстро победить за повстанцев». Думаю: «Ага, оно!» Открываю, читаю, мало что понимаю, а после гляжу на предисловие: «Конечно, вы уже должны хорошо разбираться в механиках игры», — говорится там. Открываю другую статью в стиме — огромную, с детальным описанием всего и вся и расписанную так, чтобы любой чайник понял, что где за кнопочка и для чего она нужна. При этом автору руководства, с его слов, потребовалось всего-то четыре года, чтобы пройти кампанию на легком уровне сложности и с минимальным размером карты…
И я сдался. Простите, у меня нет никакого желания тратить десятки часов на изучение механик в нелюбимом мной жанре. Но всё же часть обещания я сдержал. Я говорил, что буду делиться с вами впечатлениями от игр по «Звездным войнам», и считаю, что эту часть сделки я всё же выполнил…
Конец седьмой части. Продолжение следует…
Автор: Сергей Макеев